Повышение управленческих компетенций на программе MBA

В реалиях современного бизнеса перед управленцами стоят сложнейшие задачи. Чтобы не просто выжить на рынке, а двигаться вперед, обгоняя конкурентов, требуются специальные умения и знания. Получить их можно, прослушав в рамках программы MBA курсы по управлению, стратегии, контролю. Расскажем о том, какие именно знания дают программы MBA и как их можно применить на практике.

Чему учат на программе MBA: курсы по стратегии, управлению, контролю…

MBA расшифровывается как Master of Business Administration, то есть буквально «мастер делового администрирования». Иметь эту степень стало признаком хорошего тона в среде управленцев. Работодатели рассматривают ее наличие как безусловный плюс в резюме соискателей на должности мидл- и топ-менеджеров. Но тот, кто умеет смотреть на вещи в перспективе, получает MBA-образование не только и не столько ради престижного диплома, сколько ради ценных знаний, которые оно дает.

Итак, что же такое MBA, в чем его реальная польза? Конечные цели получения дополнительного бизнес-образования — профессиональное и личностное развитие, карьерный рост. Уже во время обучения слушатели применяют на практике новые знания, современные управленческие инструменты и технологии, работают над проектами для своей компании, приобретают полезные связи в деловой среде.

В процессе обучения  у слушателей программы MBA формируются...

Программы MBA аккумулируют лучший мировой опыт в области менеджмента. Они включают не только классические бизнес-дисциплины, но и ряд специальных предметов, востребованных в современных условиях (например, антикризисное управление). В процессе обучения у слушателей формируются деловые и личностные качества, необходимые успешному управленцу:

  • аналитические способности, без которых невозможно разработать стратегию управления компанией и спрогнозировать последствия своих действий;
  • креативное мышление, помогающее находить нестандартные пути решения сложных задач и благодаря этому быть на шаг впереди конкурентов;
  • навыки эффективной коммуникации, полезные при деловом общении;
  • лидерские качества, которые являются одним из главных атрибутов настоящего руководителя, и так далее.

В то же время предусмотрены отдельные специализации: каждый может выбрать то направление, в котором ему хотелось бы развиваться и достигать совершенства. Для одних приоритетная сфера при обучении по программе MBA — это предпринимательство, для других — HR-менеджмент, для третьих — экономика и финансы. Специализацию, как правило, выбирают после прохождения курса общих дисциплин.

Важно понимать разницу между полноценной программой и краткосрочными курсами MBA. Цель первой — дать углубленное понимание многих бизнес-процессов и сформировать у слушателей необходимые навыки управления. Это полная система знаний в области делового администрирования.

В свою очередь, курсы — это отдельные составляющие программы. Некоторыми бизнес-школами они позиционируются как самостоятельные учебные продукты. Но полноценного образования краткосрочные курсы дать не могут и по значимости должны приравниваться к повышению квалификации.

Кому в первую очередь необходимо учиться по программе MBA и развивать свои управленческие компетенции? Прежде всего, это директора и владельцы компаний, которые стремятся повысить эффективность своего бизнеса и вывести его на новый уровень. Значительную долю слушателей программ составляют менеджеры среднего звена, руководители отделов, чья цель — совершенствоваться в своей области с перспективой перехода в высшее звено управления. В целом же можно сказать, что MBA принесет неоценимую пользу каждому, кто хочет достичь карьерных высот в бизнесе за счет роста профессиональной и личной эффективности.

Цифры и факты

Исследование статистических данных позволяет нарисовать примерный портрет аудитории MBA. Большую ее часть составляют управленцы среднего и высшего звена (примерно в равном соотношении), около 10% — линейные менеджеры. Среди слушателей преобладают люди с техническим, экономическим, гуманитарным и юридическим образованием, занятые в сферах производства, торговли, услуг и строительства[1].

Форматы и методы обучения, дисциплины программ MBA

Как видим, основная масса слушателей MBA состоит из практикующих управленцев со стажем. Казалось бы, у них уже есть опыт руководства предприятием (или его подразделениями). Что же заставляет этих людей получать дополнительное бизнес-образование? Что нового дает освоение предметов в рамках MBA?

Предположим, человек получил академическое образование в сфере экономики или менеджмента, с отличием окончив вуз. Но как только дело доходит до практики управления, становится понятно, что теоретических знаний, даже усвоенных в совершенстве, недостаточно.

Бизнес-среда динамична, в ней буквально каждый день происходит что-то новое. Поэтому полученная информация быстро устаревает. Это не значит, что научные теоретические знания не нужны: без них невозможно построить серьезный бизнес. Здесь уместно упомянуть о другой проблеме современных управленцев, которая заключается именно в недостаточном владении теорией, ведь бизнес-образование в нашей стране существует не так давно и многие пришли в предпринимательство из других сфер. Но успешный менеджер должен, во-первых, всегда быть в курсе любых изменений и актуальных событий на рынке, то есть регулярно обновлять свои знания. А во-вторых, уметь мыслить гибко и обладать целым набором особых личностных качеств.

Обычные вузовские программы этому не учат. Между тем исследования, проведенные в Гарварде и Стэнфорде, показали, что от личностных качеств, называемых soft skills, на 85% зависит успех в карьере[2]. На долю hard skills, то есть «жестких» профессиональных навыков, приобретаемых путем повторения и запоминания информации, остается лишь 15%.

Ценность MBA заключается как раз в том, что многие дисциплины в рамках программ направлены на освоение soft skills. Курс, как правило, содержит общую часть, которая включает в себя такие предметы, как:

  • Лидерство. Курс способствует развитию и закреплению качеств, необходимых руководителю, обучает разным стилям управления. Кто такой лидер? Это человек, который несет ответственность, принимает решения в разных ситуациях, положительно влияет на команду, воодушевляет и ведет за собой.
  • Разработка управленческих решений. Признак успешного руководителя — умение правильно действовать даже в непредсказуемых обстоятельствах. На первый взгляд эти решения могут показаться интуитивными, но в действительности они базируются на особых навыках.
  • Формирование команды. Как известно, это понятие не равнозначно коллективу. Группа людей является командой лишь в том случае, если все ее участники эффективно работают на достижение общей цели. И хороший руководитель должен уметь мотивировать сотрудников на это.
  • Ведение переговоров. Нет необходимости говорить о том, как важно в бизнесе уметь договариваться и убеждать. Данный предмет учит вырабатывать стратегию и тактику переговоров, правильно готовиться к ним, в том числе психологически;
  • Управление конфликтами. Атмосфера в рабочем коллективе редко бывает идеальной. Разница в мировоззрении, культурных ценностях, личностных особенностях сотрудников, а также другие причины нередко приводят к конфликтам. Но при грамотном управлении даже из них можно извлекать пользу для компании. Этому учат на курсах MBA.
  • Ведение презентаций. Искусству выгодно преподнести товар/услугу тоже нужно учиться. Этот особый предмет в составе программ MBA для слушателей направлен на то, чтобы научить их правильно воздействовать на аудиторию для достижения своей цели.
  • Управление проектами. Разработка и реализация успешных бизнес-идей — это не просто удачное стечение обстоятельств, а результат применения деловой интуиции, которую можно и нужно развивать. Необходимые для этого знания дает курс MBA «Управление проектами».

Конечно, и формированию hard skills на программах MBA уделяется большое внимание. Слушатели приобретают профессиональные навыки и по общим бизнес-дисциплинам, и по выбранной специализации. Базовая часть курса дает теоретические и практические знания в таких областях, как:

  • макро- и микроэкономика — понимание закономерностей, определяющих развитие рынка в целом и компании в частности;
  • менеджмент — основные принципы делового администрирования;
  • бухгалтерский учет;
  • законодательное регулирование бизнеса, а также применение знаний о правовой среде для принятия успешных управленческих решений;
  • управление маркетингом. MBA-программы рассматривают его с позиций современных рыночных отношений, слушатели получают самую актуальную информацию;
  • финансовый менеджмент. Содержание этой части курса (в составе программы MBA): управление инвестициями, рисками, выбор источников финансирования, анализ эффективности принимаемых решений с точки зрения финансовой выгоды;
  • управление проектами. Рассматриваются вопросы жизненного цикла проектов, особенности управления на разных стадиях прохождения проектов, критерии успеха и провала проектов, проблемы их финансирования и снижения проектных рисков, принципы оценки экономической эффективности проектов организации.
  • стратегический менеджмент. Слушатели учатся разрабатывать и реализовывать стратегии развития компании;
  • HR-менеджмент. Участники постигают базовые принципы и осваивают методики управления «человеческим капиталом».

За общей частью курса следует специализация. Слушатели выбирают конкретное направление, которое им хотелось бы изучать углубленно.

Наиболее популярные специализации программы MBA

Это важно

Западные школы бизнеса предлагают разнообразные формы обучения MBA. Но если привести их к общему знаменателю, можно выделить два формата: full-time и part-time. Первый представляет собой классическое очное обучение продолжительностью два года. Занятия в таком формате дают максимум ресурсов для профессионального роста и построения деловых связей, однако совсем не оставляют свободного времени. Студенты, желающие совмещать учебу с работой, выбирают заочный формат part-time. В России же преобладают промежуточные, очно-заочные, формы обучения. Они дают возможность получить глубокие знания без отрыва от профессиональной деятельности.

В отличие от классических вузовских программ в курсах MBA основной упор делается на отработку навыков. Для этого, помимо привычных лекций и семинаров, применяются методики интерактивного обучения:

  • case study — решение реальных кейсов из практики управления (в том числе проекты для собственной компании);
  • тренинги;
  • деловые игры;
  • компьютерные симуляции.

Среди последних особенно интересна компьютерная игра «Стратегия голубого океана», разработанная специалистами INSEAD и включенная в программы ведущих бизнес-школ мира. Ее цель — выработать у участников навыки принятия нестандартных решений, создать не существовавший ранее спрос на новом рынке, который символизирует голубой океан.

Какой выбрать курс обучения

Сегодня многие российские бизнес-школы и экономические вузы предлагают программы MBA. Но в каждом учебном заведении они строятся неодинаково — и по содержанию, и по форме. Как выбрать программу, которая действительно поможет получить ценные практические знания? Вот несколько критериев, на которые рекомендуют ориентироваться:

  1. Содержание программы. Обратите внимание на то, чтобы курсы, входящие в программу MBA, включали все классические дисциплины: экономику и финансы, менеджмент, маркетинг, бухучет, управление персоналом, стратегическое управление, правовые аспекты бизнеса. Важно, чтобы наряду с базовой частью в программе был предусмотрен блок специализации. Стоит также поинтересоваться методами обучения.
  2. Репутация бизнес-школы. Прямым свидетельством достойного качества образования служат высокие позиции учебного заведения в известных рейтингах. Главное, на что стоит обратить внимание при выборе школы и курса, — это аккредитация AMBA. Ее наличие — своего рода пропуск в элиту бизнес-образования. А лучшие из лучших бизнес-школ мира аккредитованы AACSB — крупнейшей и старейшей международной ассоциацией.
  3. Формат обучения. Убедитесь, что он вам подходит, позволяет совмещать работу и учебу.
  4. Стоимость программы. Важно понимать, что качественное образование не может быть дешевым.
  5. Оценка результатов обучения. На официальных сайтах учебных заведений и в независимых источниках несложно найти статистические данные, основанные на анкетировании выпускников. По ним можно судить о том, принесло ли обучение реальную пользу в работе и построении карьеры.
  6. Отзывы выпускников курса помогут вам узнать о плюсах и минусах обучения по данной программе из первых уст.

Конечно, все программы MBA в разных вузах России имеют общие черты. Но набор базовых дисциплин (курсов) и специализаций может различаться. При выборе школы стоит обращать внимание на то, какие предметы входят в программу, насколько полно охвачен управленческий функционал. Важны также методы преподавания: чем больше самостоятельной практической работы, тем эффективнее усваивается материал.

mba

Обучение по программе МВА для руководителей может рекомендоваться директорам компаний, руководителям функциональных подразделений, а также всем, кто заинтересован в повышении управленческой квалификации.

Подробнее...
управленец

Специальный проект МВА для руководителей с высшим экономическим и управленческим образованием позволяет перезачесть обучающимся часть дисциплин программы МВА, сократить сроки освоения учебного плана и снизить плату за обучение.

Узнать условия программы...
mda

Получить бизнес-образование по программам MBA можно как на русском, так и на английском языке.

Программы бизнес-образования...
обучение

Получить бизнес-образование MBA можно по следующим пяти специализациям:

  • маркетинг и управление продажами;
  • управление персоналом;
  • предпринимательство и управление компанией;
  • экономика и финансы;
  • операционный менеджмент.
Подробнее о программе обучения...
MBA

Стоимость обучения по программе MBA может зависеть от срока обучения, выбранной специализации, возможности получения двойного диплома, а также от уровня вуза.

Узнать стоимость...
студент

При выборе учебного заведения стоит обратить внимание на наличие у него международных аккредитаций, на доступные программы обучения и их адаптированность к российским реалиям.

Как выбрать учебное заведение?

Мнение редакции

На­ли­чие меж­ду­на­род­ной ак­к­ре­ди­та­ции — важ­ней­ший по­ка­за­тель ка­чест­ва обу­че­ния. На­при­мер, стро­гую про­вер­ку AACSB про­шло все­го око­ло 5% биз­нес-школ ми­ра.