Повышение управленческих компетенций на программе МВА

В реалиях современного бизнеса перед управленцами стоят сложнейшие задачи. Чтобы не просто выжить на рынке, а двигаться вперед, обгоняя конкурентов, требуются специальные умения и знания. Получить их можно, прослушав в рамках программы MBA курсы по управлению, стратегии, контролю. Расскажем о том, какие именно знания дают программы MBA и как их можно применить на практике.

Чему учат на программе MBA: курсы по стратегии, управлению, контролю…

MBA расшифровывается как Master of Business Administration, то есть буквально «мастер делового администрирования». Иметь эту степень стало признаком хорошего тона в среде управленцев. Работодатели рассматривают ее наличие как безусловный плюс в резюме соискателей на должности мидл- и топ-менеджеров. Но тот, кто умеет смотреть на вещи в перспективе, получает MBA-образование не только и не столько ради престижного диплома, сколько ради ценных знаний, которые оно дает.

Итак, что же такое MBA, в чем его реальная польза? Конечные цели получения дополнительного бизнес-образования — профессиональное и личностное развитие, карьерный рост. Уже во время обучения слушатели применяют на практике новые знания, современные управленческие инструменты и технологии, работают над проектами для своей компании, приобретают полезные связи в деловой среде.

Программы MBA аккумулируют лучший мировой опыт в области менеджмента. Они включают не только классические бизнес-дисциплины, но и ряд специальных предметов, востребованных в современных условиях (например, антикризисное управление). В процессе обучения у слушателей формируются деловые и личностные качества, необходимые успешному управленцу:

  • аналитические способности, без которых невозможно разработать стратегию управления компанией и спрогнозировать последствия своих действий;
  • креативное мышление, помогающее находить нестандартные пути решения сложных задач и благодаря этому быть на шаг впереди конкурентов;
  • навыки эффективной коммуникации, полезные при деловом общении;
  • лидерские качества, которые являются одним из главных атрибутов настоящего руководителя, и так далее.

В то же время предусмотрены отдельные специализации: каждый может выбрать то направление, в котором ему хотелось бы развиваться и достигать совершенства. Для одних приоритетная сфера при обучении по программе MBA — это предпринимательство, для других — HR-менеджмент, для третьих — экономика и финансы. Специализацию, как правило, выбирают после прохождения курса общих дисциплин.

Важно понимать разницу между полноценной программой и краткосрочными курсами MBA. Цель первой — дать углубленное понимание многих бизнес-процессов и сформировать у слушателей необходимые навыки управления. Это полная система знаний в области делового администрирования.

В свою очередь, курсы — это отдельные составляющие программы. Некоторыми бизнес-школами они позиционируются как самостоятельные учебные продукты. Но полноценного образования краткосрочные курсы дать не могут и по значимости должны приравниваться к повышению квалификации.

Кому в первую очередь необходимо учиться по программе MBA и развивать свои управленческие компетенции? Прежде всего, это директора и владельцы компаний, которые стремятся повысить эффективность своего бизнеса и вывести его на новый уровень. Значительную долю слушателей программ составляют менеджеры среднего звена, руководители отделов, чья цель — совершенствоваться в своей области с перспективой перехода в высшее звено управления. В целом же можно сказать, что MBA принесет неоценимую пользу каждому, кто хочет достичь карьерных высот в бизнесе за счет роста профессиональной и личной эффективности.

Цифры и факты


Исследование статистических данных позволяет нарисовать примерный портрет аудитории MBA. Большую ее часть составляют управленцы среднего и высшего звена (примерно в равном соотношении), около 10% — линейные менеджеры. Среди слушателей преобладают люди с техническим, экономическим, гуманитарным и юридическим образованием, занятые в сферах производства, торговли, услуг и строительства[1].

Форматы и методы обучения, дисциплины программ MBA

Как видим, основная масса слушателей MBA состоит из практикующих управленцев со стажем. Казалось бы, у них уже есть опыт руководства предприятием (или его подразделениями). Что же заставляет этих людей получать дополнительное бизнес-образование? Что нового дает освоение предметов в рамках MBA?

Предположим, человек получил академическое образование в сфере экономики или менеджмента, с отличием окончив вуз. Но как только дело доходит до практики управления, становится понятно, что теоретических знаний, даже усвоенных в совершенстве, недостаточно.

Бизнес-среда динамична, в ней буквально каждый день происходит что-то новое. Поэтому полученная информация быстро устаревает. Это не значит, что научные теоретические знания не нужны: без них невозможно построить серьезный бизнес. Здесь уместно упомянуть о другой проблеме современных управленцев, которая заключается именно в недостаточном владении теорией, ведь бизнес-образование в нашей стране существует не так давно и многие пришли в предпринимательство из других сфер. Но успешный менеджер должен, во-первых, всегда быть в курсе любых изменений и актуальных событий на рынке, то есть регулярно обновлять свои знания. А во-вторых, уметь мыслить гибко и обладать целым набором особых личностных качеств.

Обычные вузовские программы этому не учат. Между тем исследования, проведенные в Гарварде и Стэнфорде, показали, что от личностных качеств, называемых soft skills, на 85% зависит успех в карьере[2]. На долю hard skills, то есть «жестких» профессиональных навыков, приобретаемых путем повторения и запоминания информации, остается лишь 15%.

Ценность MBA заключается как раз в том, что многие дисциплины в рамках программ направлены на освоение soft skills. Курс, как правило, содержит общую часть, которая включает в себя такие предметы, как:

  • Лидерство. Курс способствует развитию и закреплению качеств, необходимых руководителю, обучает разным стилям управления. Кто такой лидер? Это человек, который несет ответственность, принимает решения в разных ситуациях, положительно влияет на команду, воодушевляет и ведет за собой.
  • Разработка управленческих решений. Признак успешного руководителя — умение правильно действовать даже в непредсказуемых обстоятельствах. На первый взгляд эти решения могут показаться интуитивными, но в действительности они базируются на особых навыках.
  • Формирование команды. Как известно, это понятие не равнозначно коллективу. Группа людей является командой лишь в том случае, если все ее участники эффективно работают на достижение общей цели. И хороший руководитель должен уметь мотивировать сотрудников на это.
  • Ведение переговоров. Нет необходимости говорить о том, как важно в бизнесе уметь договариваться и убеждать. Данный предмет учит вырабатывать стратегию и тактику переговоров, правильно готовиться к ним, в том числе психологически;
  • Управление конфликтами. Атмосфера в рабочем коллективе редко бывает идеальной. Разница в мировоззрении, культурных ценностях, личностных особенностях сотрудников, а также другие причины нередко приводят к конфликтам. Но при грамотном управлении даже из них можно извлекать пользу для компании. Этому учат на курсах MBA.
  • Ведение презентаций. Искусству выгодно преподнести товар/услугу тоже нужно учиться. Этот особый предмет в составе программ MBA для слушателей направлен на то, чтобы научить их правильно воздействовать на аудиторию для достижения своей цели.
  • Управление проектами. Разработка и реализация успешных бизнес-идей — это не просто удачное стечение обстоятельств, а результат применения деловой интуиции, которую можно и нужно развивать. Необходимые для этого знания дает курс MBA «Управление проектами».

Конечно, и формированию hard skills на программах MBA уделяется большое внимание. Слушатели приобретают профессиональные навыки и по общим бизнес-дисциплинам, и по выбранной специализации. Базовая часть курса дает теоретические и практические знания в таких областях, как:

  • макро- и микроэкономика — понимание закономерностей, определяющих развитие рынка в целом и компании в частности;
  • менеджмент — основные принципы делового администрирования;
  • бухгалтерский учет;
  • законодательное регулирование бизнеса, а также применение знаний о правовой среде для принятия успешных управленческих решений;
  • управление маркетингом. MBA-программы рассматривают его с позиций современных рыночных отношений, слушатели получают самую актуальную информацию;
  • финансовый менеджмент. Содержание этой части курса (в составе программы MBA): управление инвестициями, рисками, выбор источников финансирования, анализ эффективности принимаемых решений с точки зрения финансовой выгоды;
  • управление проектами. Рассматриваются вопросы жизненного цикла проектов, особенности управления на разных стадиях прохождения проектов, критерии успеха и провала проектов, проблемы их финансирования и снижения проектных рисков, принципы оценки экономической эффективности проектов организации.
  • стратегический менеджмент. Слушатели учатся разрабатывать и реализовывать стратегии развития компании;
  • HR-менеджмент. Участники постигают базовые принципы и осваивают методики управления «человеческим капиталом».

За общей частью курса следует специализация. Слушатели выбирают конкретное направление, которое им хотелось бы изучать углубленно, например:

  • экономика и финансы;
  • предпринимательство;
  • управление продажами;
  • операционный менеджмент;
  • управление персоналом.

Также возможны такие специализации MBA, как корпоративное право, управление качеством, логистикой, безопасностью, информационными технологиями и другие.

Это важно


Западные школы бизнеса предлагают разнообразные формы обучения MBA. Но если привести их к общему знаменателю, можно выделить два формата: full-time и part-time. Первый представляет собой классическое очное обучение продолжительностью два года. Занятия в таком формате дают максимум ресурсов для профессионального роста и построения деловых связей, однако совсем не оставляют свободного времени. Студенты, желающие совмещать учебу с работой, выбирают заочный формат part-time. В России же преобладают промежуточные, очно-заочные, формы обучения. Они дают возможность получить глубокие знания без отрыва от профессиональной деятельности.

В отличие от классических вузовских программ в курсах MBA основной упор делается на отработку навыков. Для этого, помимо привычных лекций и семинаров, применяются методики интерактивного обучения:

  • case study — решение реальных кейсов из практики управления (в том числе проекты для собственной компании);
  • тренинги;
  • деловые игры;
  • компьютерные симуляции.

Среди последних особенно интересна компьютерная игра «Стратегия голубого океана», разработанная специалистами INSEAD и включенная в программы ведущих бизнес-школ мира. Ее цель — выработать у участников навыки принятия нестандартных решений, создать не существовавший ранее спрос на новом рынке, который символизирует голубой океан.

Какой выбрать курс обучения

Сегодня многие российские бизнес-школы и экономические вузы предлагают программы MBA. Но в каждом учебном заведении они строятся неодинаково — и по содержанию, и по форме. Как выбрать программу, которая действительно поможет получить ценные практические знания? Вот несколько критериев, на которые рекомендуют ориентироваться:

  1. Содержание программы. Обратите внимание на то, чтобы курсы, входящие в программу MBA, включали все классические дисциплины: экономику и финансы, менеджмент, маркетинг, бухучет, управление персоналом, стратегическое управление, правовые аспекты бизнеса. Важно, чтобы наряду с базовой частью в программе был предусмотрен блок специализации. Стоит также поинтересоваться методами обучения.
  2. Репутация бизнес-школы. Прямым свидетельством достойного качества образования служат высокие позиции учебного заведения в известных рейтингах. Главное, на что стоит обратить внимание при выборе школы и курса, — это аккредитация AMBA. Ее наличие — своего рода пропуск в элиту бизнес-образования. А лучшие из лучших бизнес-школ мира аккредитованы AACSB — крупнейшей и старейшей международной ассоциацией.
  3. Формат обучения. Убедитесь, что он вам подходит, позволяет совмещать работу и учебу.
  4. Стоимость программы. Важно понимать, что качественное образование не может быть дешевым.
  5. Оценка результатов обучения. На официальных сайтах учебных заведений и в независимых источниках несложно найти статистические данные, основанные на анкетировании выпускников. По ним можно судить о том, принесло ли обучение реальную пользу в работе и построении карьеры.
  6. Отзывы выпускников курса помогут вам узнать о плюсах и минусах обучения по данной программе из первых уст.

Конечно, все программы MBA в разных вузах России имеют общие черты. Но набор базовых дисциплин (курсов) и специализаций может различаться. При выборе школы стоит обращать внимание на то, какие предметы входят в программу, насколько полно охвачен управленческий функционал. Важны также методы преподавания: чем больше самостоятельной практической работы, тем эффективнее усваивается материал.

mba

Обучение по программе МВА для руководителей может рекомендоваться директорам компаний, руководителям функциональных подразделений, а также всем, кто заинтересован в повышении управленческой квалификации.

Подробнее...
управленец

Специальный проект МВА для руководителей с высшим экономическим и управленческим образованием позволяет перезачесть обучающимся часть дисциплин программы МВА, сократить сроки освоения учебного плана и снизить плату за обучение.

Узнать условия программы...
mda

Получить бизнес-образование по программам MBA можно как на русском, так и на английском языке.

Программы бизнес-образования...
обучение

Получить бизнес-образование MBA можно по следующим пяти специализациям:

  • маркетинг и управление продажами;
  • управление персоналом;
  • предпринимательство и управление компанией;
  • экономика и финансы;
  • операционный менеджмент.
Подробнее о программе обучения...
MBA

Стоимость обучения по программе MBA может зависеть от срока обучения, выбранной специализации, возможности получения двойного диплома, а также от уровня вуза.

Узнать стоимость...
студент

При выборе учебного заведения стоит обратить внимание на наличие у него международных аккредитаций, на доступные программы обучения и их адаптированность к российским реалиям.

Как выбрать учебное заведение?

Мнение редакции

На­ли­чие меж­ду­на­род­ной ак­к­ре­ди­та­ции — важ­ней­ший по­ка­за­тель ка­чест­ва обу­че­ния. На­при­мер, стро­гую про­вер­ку AACSB про­шло все­го око­ло 5% биз­нес-школ ми­ра.