MBA-менеджмент: программы, форматы обучения, как выбрать школу?
Российский бизнес на пути своего развития сталкивается со множеством проблем, и одна из критических — нехватка высококвалифицированных менеджеров. Решить ее, казалось бы, несложно: достаточно обучить необходимое количество специалистов. Но дело в том, что далеко не каждое учебное заведение, несмотря на громкие обещания, способно такую подготовку обеспечить.
Если вы решили получить управленческое образование, то учесть при выборе бизнес-школы придется многое: и образовательную программу, и состав преподавателей, и адаптированность вуза к российским экономическим реалиям. Обо всем этом и не только мы подробно расскажем в статье.
Содержание статьи:
Стратегический менеджмент в рамках программы MBA: важность для бизнеса
Стратегический менеджмент, входящий в качестве учебной дисциплины во многие программы MBA, — это одна из ключевых функций управления любой компанией. Стратегический менеджмент вооружает управленца инструментами для определения ключевых целей предприятия и помогает искать пути достижения этих целей. Стратегический план, разработанный на несколько лет вперед, лежит в основе всех управленческих решений и описывает перспективы компании на конкурентном рынке.
Стратегический менеджмент — это деятельность по стратегическому управлению, связанная с постановкой целей, определением задач организации и поддержанием взаимоотношений компании и окружения. Дает возможность добиваться своих целей, соответствует внутренним возможностям компании и позволяет ей оставаться восприимчивой к внешним требованиям[1] .
В России стратегический менеджмент как функция еще не слишком распространен, особенно в малом и среднем бизнесе. Здесь собственники в принятии решений чаще руководствуются сиюминутными потребностями, у них отсутствует перспективное видение положения дел в компании даже через пару лет, не говоря уже о более отдаленном будущем.
Но нынешняя сложная ситуация превращает владение стратегическим менеджментом в необходимость. Невозможно делать прогнозы по развитию компании без учета того, что на бизнес могут повлиять самые разные, нередко совершенно непредсказуемые внешние факторы. Это и поведение конкурентов, и потребности потенциальных покупателей, и изменения рынка, и даже политическая ситуация — нельзя не принимать все это во внимание, если бизнесмен не хочет довести компанию до кризиса.
Руководитель любой, даже относительно небольшой компании вынужден планировать свою работу в условиях неизвестности и ежедневно принимать те или иные решения, которые в итоге формируют некий путь, ведущий организацию либо к успеху на рынке, либо к поражению.
Каждое решение управленца обуславливает действия, но не все из них способны давать положительный результат. В бизнесе, как и везде, все решения делятся на тактические, принятые под давлением обстоятельств, и стратегические — их принимают, руководствуясь только тем, насколько они соответствуют планам развития компании.
Руководитель-стратег должен уметь отделять реальную перспективу от незначительных изменений рынка и выстраивать внутреннюю среду организации так, чтобы в конечном итоге она помогала достигать долгосрочных целей. Другая важная характеристика стратегического мышления — умение соотносить свои решения и вызванные ими события с собственными представлениями о мире и его правилах, а не с влиянием внешних факторов или условиями конкуренции. Наконец, топ-менеджер с развитым стратегическим мышлением должен уметь позитивно воспринимать любые события, даже негативные ситуации.
Развить стратегическое мышление возможно, и хорошие бизнес-школы уделяют решению этой задачи большое количество учебных часов. В образовательном процессе важно не только наглядно показать слушателям преимущества стратегического мышления, но и обеспечить обучающимся условия для формирования и развития навыков такого мышления.
Стратегический менеджмент входит в программу MBA многих российских учебных заведений, ежегодно по разным направлениям MBA получают бизнес-образование порядка 7000 человек[2]
. При выборе школы важно понимать, что наличие нужного тематического курса еще не гарантирует его качества. Чтобы стать квалифицированным менеджером, недостаточно освоить только теорию — именно поэтому в лучших вузах курс по стратегии менеджмента читают преподаватели, которые сами являются успешными бизнесменами и применяют инструменты стратегического управления в своей работе. К тому же в таких школах слушатели во время обучения получают возможность провести диагностику состояния собственной компании: бизнес-процессов и стратегии в целом.Сквозной проект по подготовке стратегии бизнеса и ее операционализации включен, например, в программу «Стратегии и лидерство в бизнесе» (Executive MBA) школы бизнеса МИРБИС. На первом этапе руководители — слушатели МВА — проводят диагностику всех бизнес-процессов своей компании, оценивая их самостоятельно и с помощью сотрудников отделов и руководителей ключевых подразделений. После сведения оценок топ-менеджер получает картину того, как одни и те же процессы воспринимаются на предприятии по-разному. На втором этапе управленец оценивает внутреннюю и внешнюю среду компании, ее сильные и слабые стороны, постепенно переходя к планированию стратегических перспектив.
Программа обучения будущих стратегических менеджеров по программе MBA построена по принципу погружения в соответствующие дисциплины: от базовых, основополагающих — к профессиональным и специальным курсам. Учебный план разработан таким образом, чтобы знания у слушателей наращивались постепенно, позволяя им отрабатывать и совершенствовать практические навыки и структурировать как полученный, так и уже имеющийся у них опыт.
Все дисциплины делятся на блоки:
- профессиональные дисциплины, в которые входят общий менеджмент, финансовые рынки, организационное поведение, маркетинг, финансовый и стратегический менеджмент, управленческий учет и т. д.;
- практические инструменты управления: техника презентаций и ведения переговоров, формирование команды, лидерство, методы оценки и оптимизации рисков;
- специализация, которая предусматривает углубление знаний и развитие практических навыков по конкретным направлениям бизнес-менеджмента: управление персоналом, управление стоимостью компании, маркетинг, экономика и финансы, управление компанией и предпринимательство, операционный менеджмент. Каждая специализация предназначена для той или иной категории менеджеров и предполагает наличие собственных дисциплин и подробное изучение соответствующих разделов стратегического менеджмента.
Это не все: также слушателям MBA-программы предлагаются дополнительные семинары и мастер-классы ведущих экспертов, преподавателей, практиков по таким важным темам, как:
- эффективная коммуникация;
- стратегическое бюджетирование;
- управление бизнес-процессами;
- валютный рынок и его прогнозы;
- поддержка команды в неопределенности и др.
Выбор курсов широк, и все они направлены на развитие у обучающихся полезных управленческих навыков.
Формы и программы обучения
Выбирая бизнес-школу, обратите внимание на то, в каких форматах проводится обучение MBA, а также на саму программу.
Как правило, все претенденты — люди занятые (руководители компаний и структурных подразделений) и не всегда имеют возможность обучаться очно, так что оптимальными для них могут стать альтернативные варианты. Расскажем о возможных формах обучения на примере программ MBA в школе бизнеса МИРБИС.
Weekend
Эта форма предполагает обучение один раз в месяц трехдневными модулями — с пятницы по воскресенье. Занятия проводятся с 9.00 до 19.00 с перерывами на кофе и обед. Такой формат удобен тем, кто всю неделю занят на работе и не может найти время на обучение в будни. Программа рассчитана на 22 месяца, специалисты, имеющие экономическое образование, учатся на два месяца меньше.
Будний вечер + две субботы
Еще один вариант обучения — будний вечер + две субботы в месяц. В этом случае у слушателей школы остается свободным воскресенье, а в будни занято только вечернее время — занятия проводятся в четверг с 19.00 до 22.10 часов. В субботу «бизнес-школьникам» придется поработать интенсивно — обучение продолжается с самого утра (с 9.00) до вечера (до 19.00). При этом специализация проводится в формате Weekend. Как и в предыдущем варианте обучения, программа рассчитана на 22 месяца.
Модульная форма с опцией «онлайн»
Комбинированная модульная форма предполагает сочетание очного и заочного обучения. Подобный формат — один из самых удобных для слушателей.
Помимо знаний и нового видения бизнеса по окончании обучения выпускник получает:
- диплом о профессиональной переподготовке Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА);
- именной сертификат, подтверждающий международную аккредитацию школы MBA;
- членство в Ассоциации выпускников МИРБИС, а значит, новые связи и деловые контакты[3] .
Проблема выбора: программа или курсы MBA
Выбрать курсы или программу MBA — задача достаточно сложная. Сегодня обучение MBA предлагают многие высшие учебные заведения, и потенциальному слушателю иногда бывает непросто разобраться, что подойдет именно ему. Как выбрать обучение MBA?
Прежде всего необходимо понять разницу между курсами и программой. Краткосрочные курсы — нечто вроде ускоренного повышения квалификации. Это может быть набор отраслевых тренингов, на которых изучают сугубо практические дисциплины. Рассматривать их в качестве аналога программы MBA нельзя — курсы представляют собой, скорее, первый шаг для последующего обучения MBA. По окончании курсов их слушатели в зависимости от затраченного на обучение времени получают сертификат о повышении квалификации. Чаще всего этот вариант выбирают те, кто по каким-то причинам — из-за недостатка времени или финансов — не могут позволить себе сразу поступить на полноценную программу.
Программа MBA рассчитана на долгосрочное изучение. В полноценную программу входит гораздо больше модулей, учебных дисциплин (курсов), а также стажировка за рубежом. В случае МИРБИС это могут быть школы в Италии, ЮАР, Китае, Японии и других странах. Некоторые бизнес-школы предлагают сразу несколько программ MBA, предназначенных для разных целевых аудиторий.
После того как решение по поводу программы принято, можно переходить к следующей задаче — выбору бизнес-школы. Вот несколько критериев, которыми следует при этом руководствоваться:
- Особенности программы обучения. Будущему слушателю стоит изучить программы нескольких бизнес-школ, узнать, какие именно блоки в них входят, что содержится в каждом из них, сколько часов отводится на изучение конкретной дисциплины. Выбрав наиболее интересные варианты, стоит сравнить их, выделить общие черты и отметить различия, проанализировать, какая именно программа больше всего соответствует потребностям поступающего.
- Формат и методы обучения. Как уже говорилось, большинство претендентов — люди занятые, и им обычно не подходит очная форма обучения. Поэтому крайне важно выяснить, есть ли в бизнес-школе более удобные форматы, такие как weekend или комбинированный. Кроме того, нелишним будет уточнить, какие именно методы преподавания используются в бизнес-школе, какие педагоги работают, есть ли зарубежный модуль и на каком языке ведется обучение. Хорошо, если преподают в данном заведении бизнесмены-практики, поскольку одной теории для последующей успешной работы топ-менеджерам, как правило, бывает недостаточно. Что касается языка обучения, то здесь все просто: если соискатель собирается работать в российской компании, ему следует выбирать программу на русском языке. Скорее всего, и обучение в таком случае будет адаптировано к российским реалиям. Но если планируется работа на совместном предприятии, то лучше обратить внимание на англоязычные программы MBA — в них все предметы аналогичны тем, которые предлагают в зарубежных бизнес-школах.
- Полученные знания и навыки. Соискатель должен придирчиво оценить, что именно даст ему та или иная программа MBA и насколько эффективно он сможет впоследствии использовать теорию и умения в своей работе, в том числе при принятии решений. Очень важно и то, приобретет ли в результате выпускник полезные деловые знакомства и связи, которые в будущем помогут ему решать различные бизнес-вопросы.
- Престиж. Не следует руководствоваться только громким именем бизнес-школы. Для выбора программы MBA более важно ее место в рейтинге, поскольку он составляется на основе отзывов выпускников. На первый взгляд некоторые российские бизнес-школы чрезвычайно престижны, но при этом обучение в них очень дорогое, а нужных знаний, адаптированных к российским реалиям, там не дают.
- Документ об обучении. Следует знать, что еще в 2012 году выдачу дипломов государственного образца выпускникам бизнес-школ отменили. Теперь слушатели получают только диплом о профессиональной переподготовке MBA, но в некоторых вузах, например в институте МИРБИС, помимо диплома выдается именной сертификат, подтверждающий международную аккредитацию школы MBA.
- Стоимость. Важный фактор выбора, но он не должен быть решающим. Хорошая программа MBA, которая предполагает полноценное обучение с теоретическими занятиями у грамотных преподавателей, мастер-классами от профессионалов бизнеса, кейс-стади и зарубежным модулем, закономерно не может быть дешевой.
Метод кейс-стади — это интенсивная технология активного обучения, направленная на сотрудничество и взаимодействие как с компьютером, так и с преподавателем и сокурсниками. Метод представляет собой интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения[4] .
Принимая решение о поступлении на программу MBA, каждый руководствуется собственными побуждениями: одни стремятся добиться карьерного роста, другим полученные знания и навыки нужны исключительно для повышения эффективности работы. Но любой соискатель хочет получить от программы максимум для себя, включая и новые знания в сфере стратегического менеджмента. А это возможно, только если правильно выбрано место обучения.
Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ на осуществление образовательной деятельности № 2574 от 29 марта 2017 г. (бессрочная).
Программы MBA и Executive MBA все больше воспринимаются как важный фактор профессионального и карьерного роста.
Отличия МВА от ЕМВАExecutive MBA (EMBA) — программа более высокого уровня, которая рассчитана на первых лиц компании или специалистов, стремящихся стать руководителями.
Executive MBAПолучить бизнес-образование MBA можно по нескольким специализациям.
Узнать большеВедущие бизнес-школы готовы предложить различные форматы обучения по программам MBA: уикенд, вечерний, модульный.
О форматах обученияПрограмма MBA — это новые возможности для карьеры, бизнеса и личностного роста.
Программы МВАНекоторые инстутуты могут предложить отдельный курс по блоку специализации программы МВА.
Программы mini-MBA