Зачем нужен курс по стратегическому менеджменту в программе MBA

Российский бизнес на пути своего развития нередко сталкивается с множеством проблем, и одна из критических — нехватка высококвалифицированных менеджеров. Решить ее, казалось бы, не сложно: достаточно обучить нужное количество специалистов. Но дело в том, что далеко не каждое учебное заведение, несмотря на громкие заявления, способно такую подготовку обеспечить.

Если вы решили получить управленческое образование, то учесть при выборе бизнес-школы придется многое: и учебный план программы, и состав преподавателей, и адаптированность к российским экономическим реалиям. Обо всем этом и не только мы подробно расскажем в нашей статье.

В процессе обучения  у слушателей программы MBA формируются...

Стратегический менеджмент в программе MBA: важность для бизнеса

Стратегический менеджмент, входящий в качестве учебной дисциплины во многие программы MBA, — это одна из ключевых функций управления любой компанией. Стратегический менеджмент вооружает инструментами для определения ключевых целей предприятия и помогает искать пути достижения этих целей. Стратегический план, разработанный на несколько лет вперед, лежит в основе всех управленческих решений и описывает модель будущего организации, ее перспективы на конкурентном рынке.

В России стратегический менеджмент как функция еще не слишком распространен, особенно в малом и среднем бизнесе. Здесь собственники в принятии решений чаще всего руководствуются сиюминутными потребностями, у них отсутствует перспективное видение положения дел в компании даже через пару лет, не говоря уже о более отдаленных перспективах.

Но развитие рыночных отношений и усиление конкуренции превращают владение стратегическим менеджментом в необходимость. Невозможно делать прогнозы по развитию компании без учета того, что на бизнес могут повлиять самые разные и при этом иногда совершенно непредсказуемые факторы внешней среды. Это и поведение конкурентов, и потребности потенциальных покупателей, и возможные изменения рынка — нельзя не принимать все это во внимание, если бизнесмен не хочет довести компанию до кризиса.

Руководитель любой, даже относительно небольшой, компании ежедневно вынужден принимать те или иные решения, которые в итоге формируют некий путь, ведущий организацию либо к успеху на рынке, либо к поражению.

Каждое решение управленца обуславливает действия, и только некоторые из них способны давать положительный результат. В бизнесе (впрочем, как и везде) все решения делятся на тактические, принимаемые под давлением обстоятельств, и стратегические — их принимают в зависимости не от внешней ситуации, а от того, насколько они соответствуют планам развития компании.

Руководитель-стратег должен уметь отделять перспективу от сиюминутных изменений рынка и выстраивать внутреннюю среду организации так, чтобы в итоге она способствовала достижению долгосрочных целей. Другая важная характеристика стратегического мышления — умение соотносить свои решения и вызванные ими события с собственными представлениями о мире и его правилах, а не с влиянием внешних факторов или условиями конкуренции. И, наконец, топ-менеджер с развитым стратегическим мышлением должен уметь позитивно воспринимать любые события, включая и негативные ситуации.

Развить стратегическое мышление возможно, и хорошие бизнес-школы уделяют решению этой задачи немалое количество учебных часов. В образовательном процессе важно не только наглядно показать слушателям преимущества стратегического мышления, но и обеспечить обучающимся условия для формирования и развития навыков такого мышления.

Как уже было сказано, стратегический менеджмент входит в программу MBA многих российских учебных заведений. Но наличие курса еще не означает, что он подобающего качества. Чтобы стать квалифицированным менеджером недостаточно освоить только теорию — именно поэтому в лучших вузах курс по стратегии менеджмента читают преподаватели, которые и сами являются успешными бизнесменами и применяют инструменты стратегического управления в своей работе.

Кроме того, здесь слушатели в ходе обучения получают возможность смоделировать различные ситуации, встречающиеся в реальном бизнесе, и соответственно, отработать управленческие навыки. Речь идет о компьютерной симуляции, бизнес-игре под названием «Стратегия голубого океана», разработанной специально для ведущих бизнес-школ мира.

«Стратегия голубого океана» — это игра, в которой отрабатываются навыки принятия нестандартных управленческих решений, умения находить новые рыночные ниши, способные обеспечить прорывное развитие всего бизнеса. В основе стратегии лежит инновация ценности — то, что делает конкуренцию ненужной, поскольку компания выходит на совершенно новый уровень и становится способной создавать высокую ценность при невысоких издержках.

Авторы игры предлагают представить рынки в виде океанов: красного, где все ниши уже заняты и между ними существует жесткая конкуренция, и голубого — с еще не существующими отраслями, в котором конкуренция пока не возникла и можно получать очень неплохую прибыль. Цель игры состоит в том, чтобы создать «голубой океан» для своей компании и суметь избежать при этом прямой конкуренции. Игра предлагает набор инструментов и методик: стратегическую канву, четырехшаговый алгоритм создания ценности, кривую ценности и так далее.

В ходе игры все участники становятся топ-менеджерами компании, работающей на рынке электроники, характеризующемся высокой конкуренцией и находящемся на этапе стагнации. Их цель — найти свой «голубой океан», то есть отыскать стратегию, позволяющую от падения прибыли перейти к ее росту.

На заметку
В лучшие российские программы MBA входит топовая компьютерная симуляция «Стратегия голубого океана», используемая в ведущих мировых бизнес-школах — Гарварде и INSEAD.

Программа обучения построена по принципу «погружения» в соответствующие дисциплины: от базовых, основополагающих, — к профессиональным и специальным курсам. Учебный план выстроен таким образом, чтобы знания у слушателей наращивались постепенно, позволяя им отрабатывать и совершенствовать практические навыки и структурировать как полученный, так и уже имеющийся у них опыт.

Все дисциплины делятся на блоки:

  • профессиональные дисциплины, в которые входят общий менеджмент, финансовые рынки, организационное поведение, маркетинг, финансовый и стратегический менеджмент, управленческий учет и так далее.
  • практические инструменты управления: техника презентаций и ведения переговоров, формирование команды, лидерство, управление проектами и конфликтами, методы оценки и оптимизации рисков, игра «Стратегия голубого океана»;
  • специальные дисциплины: кросс-культурный менеджмент, цифровая трансформация бизнеса, антикризисное управление, мастер-классы от руководителей известных компаний;
  • специализация, которая предусматривает углубление знаний и развитие практических навыков по конкретным направлениями бизнес-менеджмента: управление персоналом, управление стоимостью компании, маркетинг, экономика и финансы, управление компанией и предпринимательство, операционный менеджмент. Каждая специализация предназначена для той или иной категории менеджеров и предполагает наличие собственных дисциплин и подробное изучение соответствующих разделов стратегического менеджмента;
  • зарубежный модуль.

Кроме того, слушателям программы предлагаются курсы по выбору, не менее 60 часов на каждого обучающегося:

  • сквозной кейс-стади курс;
  • стратегическое бюджетирование;
  • управление в стиле коучинг;
  • техники эффективного общения;
  • управление бизнес-процессами;
  • четыре роли руководителя;
  • приятие решения об увольнении и другие.

Выбор курсов достаточно обширен, и все они направлены на развитие у обучающихся тех или иных полезных управленческих навыков.

Формы и программы обучения

Выбирая бизнес-школу, обратите внимание еще и на то, в каких именно формах можно пройти обучение MBA, а также на саму программу.

Форматы обучения по программе MBA

Как правило, все претенденты — люди занятые (руководители компаний и структурных подразделений) и не всегда имеют возможность обучаться очно, так что оптимальными для них могут стать альтернативные варианты. Расскажем о возможных формах на примере программ MBA в ИБДА РАНХиГС. Стоит сразу отметить, что продолжительность обучения на всех форматах MBA — 21 месяц.

Вечерняя форма

Занятия очные, проходят два–три раза в неделю с 19.00 до 21.00 и один–два раза каждый месяц по субботам с 10.40 до 18.50.

Модульная форма с опцией онлайн

Это самый гибкий формат реализации программы. Каждый модуль слушатель по своему усмотрению может пройти очно или дистанционно. Есть возможность освоить программу полностью в онлайн-формате или полностью очно.

Очный модуль предполагает занятия с 9:00 до 18:50 на протяжении 14 дней. Дистанционное модульное обучение включает асинхронный онлайн (видеокурсы и мастер-классы, записанные в студии) и синхронный онлайн (общение с преподавателями и одногруппниками в Zoom и Microsoft Teams). Защита диплома — по выбору слушателя — возможна в очном или онлайн-формате.

Weekend

Эта форма предполагает обучения только по выходным дням (суббота, воскресенье) один–два раза в месяц с 9.00 до 18.50. Или возможны трехдневные модули (пятница, суббота, воскресенье) один–два раза в месяц в такое же время.

Кроме того, слушатели программы MBA принимают участие в зарубежном модуле, который длится неделю. Зарубежная стажировка не входит в основную программу онлайн-формата и оплачивается отдельно.

Проблема выбора: программа или курсы MBA

Выбрать курсы или программу MBA — задача достаточно сложная. Сегодня обучение MBA предлагают многие высшие учебные заведения, и потенциальному слушателю иногда бывает непросто разобраться, что подойдет именно ему.

Прежде всего необходимо понять разницу между курсами и программой. Курсы MBA — нечто вроде краткосрочного повышения квалификации, это набор отраслевых тренингов, на которых изучают сугубо практические дисциплины. Рассматривать их в качестве аналога программы MBA нельзя — курсы представляют собой, скорее, первый шаг для последующего обучения MBA. По окончании курсов их слушатели в зависимости от затраченного на обучение времени получают сертификат о повышении квалификации. Чаще всего этот вариант выбирают те, кто по каким-то причинам — из-за недостатка времени или финансов — не могут позволить себе сразу поступить на полноценную программу.

Программа MBA рассчитана на долгосрочное изучение. В полноценную программу входит намного больше модулей, учебных дисциплин (курсов), а также стажировки за рубежом. Некоторые бизнес-школы предлагают сразу несколько программ MBA, предназначенных для разных целевых аудиторий.

После того как решение по поводу программы принято, можно переходить к следующей задаче — выбору бизнес-школы. Вот несколько критериев, которыми следует при этом руководствоваться:

  1. Особенности программы обучения. Будущему слушателю стоит внимательно изучить программы нескольких бизнес-школ, узнать, какие именно блоки в них входят, что содержится в каждом из них, сколько часов отводится на изучение конкретной дисциплины. Затем можно сравнить наиболее понравившиеся программы, выделить в них общие черты и отметить различия, проанализировать, какая именно программа больше всего соответствует потребностям поступающего.
  2. Формат и методы обучения. Как уже говорилось, большинство претендентов — люди занятые, и им обычно не подходит очная форма обучения. Поэтому крайне важно выяснить, есть ли в бизнес-школе более удобные форматы, такие как weekend или модульный с опцией онлайн. Кроме того, не лишним будет уточнить, какие именно методы преподавания используются в бизнес-школе, какие преподаватели работают, есть ли зарубежный модуль и на каком языке ведется обучение. Хорошо, если преподают в данном заведении бизнесмены-практики, поскольку одной теории для последующей успешной работы топ-менеджерам, как правило, недостаточно. Что касается языка обучения, то здесь все просто: если соискатель собирается работать в российской компании, ему следует выбирать программу на русском языке. Скорее всего, и обучение в таком случаев будет адаптировано к российским реалиям. Но если планируется работа в совместном предприятии, то лучше обратить внимание на англоязычные программы MBA — в них все предметы аналогичны тем, которые предлагают в зарубежных бизнес-школах.
  3. Полученные знания и навыки. Соискатель должен придирчиво оценить, что именно ему даст та или иная программа MBA и насколько эффективно он сможет впоследствии использовать теорию и умения в своей работе, в том числе при принятии решений. Очень важно и то, приобретет ли в результате выпускник полезные деловые знакомства и связи, которые в будущем помогут ему решать различные бизнес-вопросы.
  4. Престиж. Не следует руководствоваться только громким именем бизнес-школы. Для выбора программы MBA гораздо более важно ее место в рейтинге, поскольку он составляется на основе отзывов выпускников. На первый взгляд некоторые российские бизнес-школы чрезвычайно престижны, но при этом обучение у них очень дорогое, а нужных знаний, адаптированных к российским реалиям, там не дают.
  5. Документ об обучении. Следует знать, что в 2012 году выдачу дипломов государственного образца выпускникам бизнес-школ отменили. Теперь выпускники получают только диплом о профессиональной переподготовке MBA, но в некоторых вузах, например в ИБДА РАНХиГС, можно пройти обучение по программе «MBA + Магистратура» и получить государственный диплом магистра со специализацией «Менеджмент», диплом MBA международного уровня и сертификат AMBA.
  6. Стоимость. Важный фактор выбора, но он не должен быть решающим. Хорошая программа MBA, которая предполагает полноценное обучение с теоретическими занятиями у лучших преподавателей, мастер-классами от профессионалов бизнеса, кейс-стади и зарубежным модулем, не может быть дешевой.

Принимая решение о поступлении на программу MBA, каждый руководствуется какими-либо собственными побуждениями — кто-то стремится добиться карьерного роста, кому-то полученные знания и навыки нужны исключительно для повышения эффективности работы. Но каждый соискатель хочет получить от программы максимум для себя, включая и новые знания в сфере стратегического менеджмента. А это возможно, только если правильно выбрано место обучения.

управленец

Специальный проект MBA для руководителей с высшим экономическим и управленческим образованием позволяет перезачесть обучающимся часть дисциплин программы MBA, сократить сроки освоения учебного плана и снизить плату за обучение.

Узнать условия программы...
mba

Обучение по программе MBA для руководителей может рекомендоваться директорам компаний, руководителям функциональных подразделений, а также всем, кто заинтересован в повышении управленческой квалификации.

Подробнее...
MBA

Стоимость обучения по программе MBA может зависеть от срока обучения, выбранной специализации, возможности получения двойного диплома, а также от уровня вуза.

Узнать стоимость...
mda

Получить бизнес-образование по программам MBA можно как на русском, так и на английском языке.

Программы бизнес-образования...
обучение

Получить бизнес-образование MBA можно по следующим пяти специализациям:

  • маркетинг и управление продажами;
  • управление персоналом;
  • предпринимательство и управление компанией;
  • экономика и финансы;
  • операционный менеджмент.
Подробнее о программе обучения...
студент

При выборе учебного заведения стоит обратить внимание на наличие у него международных аккредитаций, на доступные программы обучения и их адаптированность к российским реалиям.

Как выбрать учебное заведение?

Мнение редакции

Обратите внимание, что авторитетные преподаватели стратегического менеджмента имеют собственные разработки — кейс-стадиз и методики. Программа каждого «гуру» бизнес-стратегии неповторима, поскольку передает личный опыт и стиль, поэтому считать какой-либо один авторский курс достаточным вряд ли правильно. Стремитесь расширять свой кругозор, обращаясь к инструментам и мнениям различных экспертов стратегического управления.