Кадастровый учет: что это такое и каков порядок процедуры в 2018 году

Слова «кадастровый учет» кажутся чем-то далеким от повседневной жизни, но в определенный момент многим приходится столкнуться с этим понятием. Почти у каждой семьи есть квартира , земельный участок, частный дом или дача. И если хозяину небезразлична судьба имущества, приходится задуматься о его постановке на кадастровый учет. Тем, кто мало осведомлен о тонкостях процедуры, эта задача может показаться сложной. Мы расскажем об этапах процесса, документах, которые потребуются, и о том, что нового появилось в законодательстве относительно кадастрового учета.

Кадастровый учет объектов недвижимости: что надо знать

Владеть квартирой, участком земли, дачей или домом теперь недостаточно для того, чтобы полноправно распоряжаться ими. До тех пор, пока недвижимость не зарегистрирована в государственном кадастре, на бумаге она не существует. Следовательно, с ней нельзя совершать никаких действий. Только после того, как сведения об имуществе появятся в Росреестре, законный хозяин сможет его продать, подарить, совершить иные юридические действия с недвижимостью.

Кадастровый учет осуществляет Управление Росреестра. Порядок этой деятельности утверждают кодексы (гражданский, земельный, жилищный, градостроительный), Конституция РФ, а также федеральные законы. Еще в прошлом году основным правовым документом, регулирующим кадастровые отношения, был Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Но с начала 2018 года он недействителен. 1 января вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В нем есть новые положения, которые всерьез встревожили владельцев земельных участков.

Так, в Сети стали появляться рассуждения о том, что из-за нового закона у некоторых граждан могут отнять право собственности на принадлежащую им землю [1] . Это якобы должно коснуться тех, кто своевременно не провел межевание, то есть не установил границы участка официально, а также не зарегистрировал недвижимость в ЕГРН.

На сайте Росреестра опубликована статья с опровержением этих слухов и разъяснением истинного положения дел [2] . В частности, в ней указано, что запрет касается только сделок с участками, границы которых не уточнены официально. Из-за отсутствия межевого плана владелец, конечно, не перестает быть хозяином земли. Но с 1 января настоящего года граждане, не предоставившие сведения о границах участка в Росреестр, не могут распоряжаться этим правом. Иными словами, такой земельный надел нельзя ни продать, ни обменять, ни подарить, ни передать в наследство.

К сведению
С 2006 по 2018 годы процесс регистрации земельных участков был очень простым. В то время действовал закон о «дачной амнистии», который разрешал совершать сделки с землей без межевания. Но у этого положительного момента была и обратная сторона: из-за неопределенных границ между соседями довольно часто возникали споры.

Что касается ЕГРН, то это самый полный источник информации обо всей недвижимости, зарегистрированной на территории России, и о правах на нее. Если раньше такие сведения хранились отдельно в государственном кадастре и реестре прав, то с начала 2017 года для этого предназначен единый ресурс. Выписка из ЕГРН подтверждает, что имущество поставлено на кадастровый учет и что у владельца есть право собственности на него. Этот документ обязателен для любых сделок и прочих операций с недвижимостью, без него нельзя обойтись при разрешении судебных споров [3] .

Этапы, особенности и порядок процедуры

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости производится по результатам геодезических, землеустроительных и других работ. По полученным данным выполняются расчеты, составляются документы. Специалист, который этим занимается, — кадастровый инженер. Он осуществляет межевание, определяет точную площадь участка, утверждает статус и цель использования объекта недвижимости. В его обязанности входит разработка межевого и технического планов, карты-плана территории и прочих документов для постановки на кадастровый учет. Если имущество уничтожено и его нужно снять с учета, кадастровый инженер составляет акт обследования.

К компетенции кадастрового инженера предъявляются высокие требования. Он должен быть юридически грамотным, уметь пользоваться сложными геодезическими приборами и компьютерными программами, обладать обширными теоретическими знаниями и аналитическими способностями. Если при работе инженер допустит ошибку, это может дорого стоить заказчикам. Поэтому первый и главный шаг при постановке на учет квартиры, участка, дома или другого объекта — выбор надежного и компетентного специалиста.

Как удостовериться в том, что перед вами действительно профессионал, а не лицо сомнительной квалификации? Прежде всего нужно знать, что кадастровый инженер вправе заниматься данной деятельностью, только если состоит в СРО. Когда специалист, сдав экзамен, вступает в саморегулируемую организацию, он получает квалификационный аттестат. Сведения о нем вносятся в Росреестр. В соответствующем разделе официального сайта вы можете найти данные о дате вступления в СРО (то есть о профессиональном стаже), номере аттестата и, что самое главное, о результатах работы. По количеству выполненных проектов, допущенных ошибок и отказов, полученных от органа кадастрового учета, легко понять, достаточно ли инженер компетентен и хотите ли вы с ним сотрудничать.

После того как решение о выборе принято, можно переходить к самой процедуре. Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости — лишь одна из возможных услуг. В процессе владения квартирой, домом, участком случается всякое: продажа, перепланировка, капитальный ремонт. Эти изменения необходимо официально регистрировать. А если имущество разрушается от времени или гибнет из-за стихийного бедствия, его необходимо снять с учета. Для всех этих процедур установлен определенный порядок.

Постановка на учет объектов недвижимости

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, здания и сооружения (частные и многоквартирные жилые дома, коттеджи, дачные домики, хозяйственные постройки и пр.). Обязательно нужно регистрировать в том числе и незавершенные строения (!).

  • Первый этап при постановке на учет любого из этих объектов — заключение договора с кадастровым бюро или инженером. В документе прописываются объемы, сроки выполнения работ, условия сотрудничества. Обязательно составляется смета.
  • Второй этап — сбор документов о предмете учета. За большей частью кадастровый инженер обращается в соответствующие инстанции, но ряд бумаг предоставляет клиент. Это документы, подтверждающие право собственности, копия доверенности (если заказчик и владелец недвижимости — разные лица), судебные акты (если они имеются). Для кадастрового учета квартиры или дома понадобятся разрешение на ввод в эксплуатацию, техпаспорт и проектная документация.
  • Затем инженер выезжает на объект, где прежде всего проводит геодезическую съемку. При постановке на кадастровый учет земельного участка предварительно составляется схема его расположения, границы согласуются с соседями.
  • Далее наступает очередь обработки результатов геодезических изысканий. Инженер высчитывает координаты границ объекта, поворотные точки, строит чертежи.
  • Когда подготовка завершена, специалист переходит к главной работе — составляет межевой или технический план. Первый необходим при кадастровом учете земельных участков, второй нужен для регистрации зданий. Иногда требуются оба плана — например, если на участке построен дачный дом или коттедж.
  • Следующий шаг — подача документов в службу Росреестра. Список включает заявление о постановке недвижимости на учет, межевой или технический план, правоустанавливающую документацию, а также паспорт владельца (или документы юридического лица, если работы заказывает организация).
  • Наконец, заключительный этап — положительное решение Управления Росреестра и получение выписки из ЕГРН при успешном результате.

Внесение изменений в характеристики объекта недвижимости

При продаже, дарении, наследовании у недвижимости меняется собственник. Этот факт обязательно должен быть отмечен в ЕГРН. То же касается любых других изменений, будь то перепланировка квартиры, перестройка здания, капитальный ремонт, разделение или, наоборот, объединение участков.

На заметку
В процедуре внесения изменений нет ничего сложного, если меняется только владелец, а физические характеристики остаются прежними. Участники события, в результате которого состоялся переход права собственности, должны передать в службу Росреестра договор о сделке и правоустанавливающие документы. Кроме того, потребуется внести пошлину. В результате в ЕГРН появятся новые сведения об объекте недвижимости.

При перестройке или перепланировке изменения затрагивают технические характеристики. Даже если перемены совсем незначительные, без кадастрового инженера не обойтись. Эта процедура почти не отличается от первичной регистрации. Первым делом заказчик должен выдать инженеру документы, которые подтверждают, что изменения законны. Это, например:

  • утвержденный проект перепланировки помещения,
  • разрешение на проведение капитального ремонта,
  • заключение приемочной комиссии о том, что при реконструкции, перепланировке или других изменениях соблюдены строительные нормативы.

После этого инженер снова готовит межевой или технический план, в котором отражены изменившиеся свойства объекта. Весь комплект бумаг подается в службу Росреестра, и новые данные вносятся в ЕГРН.

Снятие с учета объектов недвижимости

Если недвижимость приходит в негодность (вследствие разрушения, порчи, гибели), ее снимают с кадастрового учета. Главный документ, который для этого нужен, — акт обследования. Его готовит кадастровый инженер после того, как осмотрит место расположения объекта.

Кроме акта обследования требуются правоустанавливающие документы на недвижимость и паспорт собственника. К комплекту бумаг прилагается заявление о снятии с учета. Дальнейшие действия такие же, как при описанных выше процедурах.

Сроки оформления и стоимость

Сроки регистрации объектов недвижимости, внесения изменений в их характеристики и снятия с учета жестко регламентированы. Согласно закону о кадастровом учете № 218-ФЗ, с момента подачи полного комплекта документов до принятия решения о регистрации должно пройти не больше:

  • 7 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 9 рабочих дней — с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 7 рабочих дней — с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 10 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 12 рабочих дней — с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней — с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав.

Как видно, закон регулирует только период рассмотрения документов регистрирующими органами. Сроки исполнения самих кадастровых работ никак не регламентированы. Заказчик и кадастровый инженер устанавливают их по взаимному соглашению и прописывают в договоре подряда.

Факторы, влияющие на длительность проведения кадастровых работ:

  • объем мероприятий, который зависит от специфики объекта (расположение, площадь, конфигурация и т. д.),
  • наличие у клиента полного комплекта документов (если нужных бумаг не хватает, их приходится оформлять отдельно, а это затягивает процесс),
  • разногласия с соседями по поводу границ участка или невозможность своевременно известить их о предстоящем межевании.

В среднем срок проведения работ по постановке на кадастровый учет земельного участка, здания, квартиры составляет от двух недель до месяца. Чтобы подготовить акт обследования, кадастровому инженеру потребуется меньше времени — около недели.

Стоимость постановки на кадастровый учет тоже зависит от ряда условий:

  • площади объекта и его технических характеристик (например, неправильная форма участка или нестандартное расположение инженерных коммуникаций в здании усложняют кадастровые работы, а значит, удорожают их),
  • типа и цели использования объекта недвижимости,
  • расположения (чем сильнее участок удален от центра города, тем выше транспортные расходы и стоимость услуг),
  • ценовой политики кадастрового бюро (у каждой фирмы свои тарифы).

Исходя из разнообразия ценообразующих факторов, говорить об общей стоимости услуг не совсем целесообразно. Диапазон средних цен можно указать лишь приблизительно: от 10 до 50 тысяч рублей.


Изменения в законодательстве 2017–2018 гг. закономерно привели к росту популярности кадастровых услуг. Ставить недвижимость на учет в Росреестре теперь обязательно, если владелец планирует в полной мере реализовать свое право собственности. Чтобы подготовить документы для регистрации участка, дома или квартиры, необходима помощь кадастрового инженера.

Мнение редакции

Многочисленные судебные тяжбы при конфликтах с соседями и разделе участков, к сожалению, стали нормой в нашем обществе. Хотя должны быть исключением. Здесь следует понимать, что любой суд рассматривает дело объективно и беспристрастно, опираясь в первую очередь на данные, полученные кадастровыми инженерами, а не на эмоции и слухи. Однако и специалисты допускают ошибки. Именно поэтому выбор квалифицированного инженера так важен — достоверные результаты кадастрового учета помогут отстоять свою позицию при неблагоприятном стечении обстоятельств.