Акт обследования помещения: что важно знать о документе?
Далеко не всегда здание, существующее на бумаге, существует в действительности или сохраняет свои задокументированные характеристики. Постройки ветшают, их сносят, они страдают от различных форс-мажоров. Несуществующую уже постройку требуется снять с кадастрового учета, иначе вам придется платить налог на имущество, которого по факту нет. Первый шаг в этом процессе — составление акта обследования помещения. На основании этого документа вносятся изменения в государственный кадастр недвижимости.
Кому и зачем нужен акт обследования помещения
Акт обследования помещения — это официальный документ, посредством которого фиксируется состояние объекта. Он подтверждает, что постройка фактически прекратила свое существование и может быть снята с кадастрового учета. Такой акт составляется при:
- разрушении постройки в результате форс-мажора (пожара, наводнения, обрушения из-за старости);
- сносе постройки;
- подготовке операций с недвижимостью — перед заключением договора купли-продажи, залога, найма и пр.;
- порче постройки из-за затопления, пожара и пр.;
- аннулировании временной постановки на учет.
Если здание было разрушено из-за техногенных и природных катастроф, собственник помещения получает справку из МЧС, однако такая бумага сама по себе еще не является достаточным основанием для снятия постройки с учета. Все дело в том, что согласно букве закона уничтожение — это необратимое разрушение, после которого постройку нельзя использовать по назначению. В тех случаях, когда постройка пострадала частично, речь идет не об уничтожении, а об изменении характеристик объекта. Если разрушения значительны и восстанавливать здание смысла нет, его нужно снести и лишь после этого составить акт обследования помещения и снять такое здание с учета.
До недавнего времени правила составления акта обследования помещения регулировались ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С 1 января 2017 года вступил в силу новый ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заменивший вышеупомянутый закон.
Порядок составления документа
Заказать обследование помещения может собственник. Заказчик обязан предоставить кадастровому инженеру документы, доказывающие право собственности на объект. Однако обследование может быть проведено быстрее в том случае, если заказчик предоставит и другие бумаги, в частности техническую документацию и кадастровый паспорт.
Акт обследования объекта составляет кадастровый инженер. Причем такими полномочиями обладают только специалисты, входящие в государственный реестр кадастровых инженеров. Эксперт, имеющий право составлять акт обследования, должен иметь аттестат кадастрового инженера и усиленную ЭЦП (электронно-цифровую подпись).
Для составления документа специалист сначала запрашивает выписку из государственного кадастра. Затем он выезжает на объект, проводит осмотр и сверяет истинное состояние постройки с данными, указанными в государственном кадастре, фиксирует все расхождения и выносит свое заключение, которое будет впоследствии отражено в акте.
Акт обследования помещения, который передается в орган кадастрового учета, — это электронный документ, подтверждающий состояние объекта или то обстоятельство, что фактически объект прекратил свое существование и может быть снят с кадастрового учета. Законную силу ему дает ЭЦП подготовившего этот документ специалиста, без нее акт будет недействительным.
Заказчик получает на руки бумажный вариант акта в двух экземплярах. Все страницы акта должны быть подшиты и пронумерованы. Акт обследования помещения заверяется подписью и печатью кадастрового инженера.
Как правило, весь процесс — от заключения договора на составление акта осмотра помещения до выдачи готового акта на руки — занимает от 5 до 7 рабочих дней.
Типовая форма акта обследований зданий и сооружений
Все требования к акту обследования помещения перечисляются в статье № 23 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В акте обязательно должны быть указаны:
- наименование бланка проведения осмотра;
- номер и дата формуляра;
- сведения о лицах, проводящих обследование — ФИО аттестованного инженера, его контакты, номер аттестата квалификации;
- сведения о заказчике — ФИО или полное наименование организации, если заказчиком выступает юридическое лицо, а также СНИЛС;
- основания для обследования;
- перечень документов, прилагающихся к акту;
- перечень уполномоченных лиц, присутствовавших при обследовании;
- адрес объекта;
- приемы, с помощью которых проводился осмотр;
- заключение кадастрового инженера;
- пометка об ознакомлении всех заинтересованных лиц c документом.
Крайне важно проследить за тем, чтобы документ был составлен правильно и не содержал никаких фактических ошибок или опечаток, информация об инженере была полностью достоверной, а его ЭЦП — действительной. Даже мелкие неточности, погрешности любого рода могут впоследствии привести к серьезным проблемам с последующими кадастровыми операциями, поскольку акт, содержащий сведения, не соответствующие действительности, аннулируется.
Чаще всего такая ситуация складывается в случаях, когда заказчик решает сэкономить и обращается к низкоквалифицированным инженерам, чьи услуги обходятся очень недорого. Но это сомнительная экономия, так как очень часто такие специалисты перекладывают на заказчика взаимодействие с государственным кадастром недвижимости для запроса справок и внесения изменений в реестр и недостаточно ответственно подходят к составлению акта. В результате заказчик теряет время и рискует столкнуться с трудностями, если акт оформлен неверно. Именно поэтому имеет смысл обращаться только в крупные специализированные кадастровые организации, гарантирующие добросовестность своих сотрудников.
Оформить акт обследования помещения можно с помощью специалистов кадастрового бюро.
Заказать услугу...Стоимость составления акта обследования помещения может зависеть от местоположения объекта, его площади и типа.
Узнать стоимость...Узнайте о возможных скидках при заказе комплексных кадастровых услуг.
Узнать больше...Специалисты кадастрового бюро могут оформить всю необходимую документацию под ключ.
Заказать услугу...При выборе кадастрового бюро обратите внимание на опыт работы и репутацию организации.
Как выбрать кадастровое бюро?