

Акт обследования помещения: что важно знать о документе?
Далеко не всегда здание, существующее на бумаге, существует в действительности или сохраняет свои задокументированные характеристики. Постройки ветшают, их сносят, они страдают от различных форс-мажоров. Несуществующую уже постройку требуется снять с кадастрового учета, иначе вам придется платить налог на имущество, которого по факту нет. Первый шаг в этом процессе — составление акта обследования помещения. На основании этого документа вносятся изменения в государственный кадастр недвижимости.
Кому и зачем нужен акт обследования помещения
Акт обследования помещения — это официальный документ, посредством которого фиксируется состояние объекта. Он подтверждает, что постройка фактически прекратила свое существование и может быть снята с кадастрового учета. Такой акт составляется при:

Оформить акт обследования помещения можно с помощью специалистов кадастрового бюро.
Заказать услугу...- разрушении постройки в результате форс-мажора (пожара, наводнения, обрушения из-за старости);
- сносе постройки;
- подготовке операций с недвижимостью — перед заключением договора купли-продажи, залога, найма и пр.;
- порче постройки из-за затопления, пожара и пр.;
- аннулировании временной постановки на учет.
Если здание было разрушено из-за техногенных и природных катастроф, собственник помещения получает справку из МЧС, однако такая бумага сама по себе еще не является достаточным основанием для снятия постройки с учета. Все дело в том, что согласно букве закона уничтожение — это необратимое разрушение, после которого постройку нельзя использовать по назначению. В тех случаях, когда постройка пострадала частично, речь идет не об уничтожении, а об изменении характеристик объекта. Если разрушения значительны и восстанавливать здание смысла нет, его нужно снести и лишь после этого составить акт обследования помещения и снять такое здание с учета.
До недавнего времени правила составления акта обследования помещения регулировались ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С 1 января 2017 года вступил в силу новый ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заменивший вышеупомянутый закон.
Порядок составления документа

Стоимость составления акта обследования помещения может зависеть от местоположения объекта, его площади и типа.
Узнать стоимость...Заказать обследование помещения может собственник. Заказчик обязан предоставить кадастровому инженеру документы, доказывающие право собственности на объект. Однако обследование может быть проведено быстрее в том случае, если заказчик предоставит и другие бумаги, в частности техническую документацию и кадастровый паспорт.
Акт обследования объекта составляет кадастровый инженер. Причем такими полномочиями обладают только специалисты, входящие в государственный реестр кадастровых инженеров. Эксперт, имеющий право составлять акт обследования, должен иметь аттестат кадастрового инженера и усиленную ЭЦП (электронно-цифровую подпись).
Для составления документа специалист сначала запрашивает выписку из государственного кадастра. Затем он выезжает на объект, проводит осмотр и сверяет истинное состояние постройки с данными, указанными в государственном кадастре, фиксирует все расхождения и выносит свое заключение, которое будет впоследствии отражено в акте.
Акт обследования помещения, который передается в орган кадастрового учета, — это электронный документ, подтверждающий состояние объекта или то обстоятельство, что фактически объект прекратил свое существование и может быть снят с кадастрового учета. Законную силу ему дает ЭЦП подготовившего этот документ специалиста, без нее акт будет недействительным.

Узнайте о возможных скидках при заказе комплексных кадастровых услуг.
Узнать больше...Заказчик получает на руки бумажный вариант акта в двух экземплярах. Все страницы акта должны быть подшиты и пронумерованы. Акт обследования помещения заверяется подписью и печатью кадастрового инженера.
Как правило, весь процесс — от заключения договора на составление акта осмотра помещения до выдачи готового акта на руки — занимает от 5 до 7 рабочих дней.
Типовая форма акта обследований зданий и сооружений
Все требования к акту обследования помещения перечисляются в статье № 23 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В акте обязательно должны быть указаны:

Специалисты кадастрового бюро могут оформить всю необходимую документацию под ключ.
Заказать услугу...- наименование бланка проведения осмотра;
- номер и дата формуляра;
- сведения о лицах, проводящих обследование — ФИО аттестованного инженера, его контакты, номер аттестата квалификации;
- сведения о заказчике — ФИО или полное наименование организации, если заказчиком выступает юридическое лицо, а также СНИЛС;
- основания для обследования;
- перечень документов, прилагающихся к акту;
- перечень уполномоченных лиц, присутствовавших при обследовании;
- адрес объекта;
- приемы, с помощью которых проводился осмотр;
- заключение кадастрового инженера;
- пометка об ознакомлении всех заинтересованных лиц c документом.
Крайне важно проследить за тем, чтобы документ был составлен правильно и не содержал никаких фактических ошибок или опечаток, информация об инженере была полностью достоверной, а его ЭЦП — действительной. Даже мелкие неточности, погрешности любого рода могут впоследствии привести к серьезным проблемам с последующими кадастровыми операциями, поскольку акт, содержащий сведения, не соответствующие действительности, аннулируется.
Чаще всего такая ситуация складывается в случаях, когда заказчик решает сэкономить и обращается к низкоквалифицированным инженерам, чьи услуги обходятся очень недорого. Но это сомнительная экономия, так как очень часто такие специалисты перекладывают на заказчика взаимодействие с государственным кадастром недвижимости для запроса справок и внесения изменений в реестр и недостаточно ответственно подходят к составлению акта. В результате заказчик теряет время и рискует столкнуться с трудностями, если акт оформлен неверно. Именно поэтому имеет смысл обращаться только в крупные специализированные кадастровые организации, гарантирующие добросовестность своих сотрудников.

При выборе кадастрового бюро обратите внимание на опыт работы и репутацию организации.
Как выбрать кадастровое бюро?