Ксения Матвеева, smol.aif.ru: Марина, скажите, пожалуйста, что значит правильно подготовить ребенка к школе?
Марина Новикова: Правильно подготовить - это подойти к вопросу с учётом возможностей и способностей ребёнка. Нужно научить его, прежде всего, необходимым правилам и нормам социального взаимодействия: умению вступать во взаимоотношения со взрослыми и ровесниками, обращаться с просьбой, понимать взрослых, сотрудничать с ними и с одноклассниками. Очень важно развивать у старшего дошкольника познавательную активность и инициативу, умения добывать знания, думать и размышлять, находить нужный материал, принимать собственные решения, тем самым развивая самостоятельность.
К.М.: Как мотивировать к учебе? И как не перестараться с этим, чтобы у малыша вовсе не пропал интерес к школе?
М.Н.: В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы школьник добился успехов в школе, необходимо сделать обучение желанным процессом. Большинство детей высказывают активное желание скорее пойти в школу, но это ещё не является мотивом. Мотивация зависит от того, насколько ребёнку удаётся в школе быть довольным. Поэтому ребёнка очень важно хвалить. Мама и папа должны создавать и находить повод для похвалы, почаще интересуясь у ребёнка и учителя тем, что происходит в классе. Родители обязаны быть в курсе новых достижений, пусть это просто хорошо выписанная палочка или крючок. Собственное воодушевление, благодарная радость и участие родителей в обсуждении школьных дел, а также поддержка в случае неудач мотивирует ребёнка больше, чем подарки и награды.
К.М.: Как понять, что ребенок готов начать учиться? Как выбрать правильный момент для подготовки?
М.Н.: Умственная и физическая готовность к школе напрямую связана с возрастом ребёнка, индивидуальными соматическими (физическими) и психическими особенностями, конкретной ситуацией в семье. Как правило, желание учиться ребёнок проявляет задолго до начала школьного обучения. Малыш может играть «в школу», с удовольствием выполнять небольшие учебные задания в детском саду, ему нравится слушать чтение старших в семье. И всё же, существует ряд специальных тестов, которые могут определить готовность ребёнка к школе. Это и тесты оценки физического развития: роста, веса, моторики, благополучия здоровья. И, конечно, характеристики познавательных процессов: память, внимание, способность анализировать, эмоционально-волевые свойства, черты характера. Пройти такие тесты можно, обратившись к психологу.
К.М.: Существуют ли нестандартные способы заинтересовать ребенка учебой?
М.Н.: Хорошо использовать игровые способы – соревновательные, с поощрением за результат. Игра всегда носит ненавязчивый характер, и потому у малыша сформируются приятные ассоциации.
К.М.: С какого возраста лучше начинать подготовку к школе?
М.Н.: Чем раньше родителями будет замечено любопытство и интерес к миру, тем лучше. С момента, когда ребёнок начинает проявлять любопытство и исследовать мир, он уже готовится к школе. Дополняя его знания своими описаниями, поддерживая его в экспериментах, создавая условия для исследований, взрослые дают модели будущего процесса обучения.
К.М.: На чем нужно акцентировать внимание в процессе подготовки, если ребенок идет в первый класс?
М.Н.: Очень важно в этот период соблюдать режим дня: приучить ребенка просыпаться в одно и то же время — в будущем это поможет избежать опозданий в школу. Также важен продолжительный ночной сон, ложиться спать малыш должен не позже 21часа в хорошо проветренном помещении. Большую пользу приносят спокойные прогулки перед сном, тёплый душ вечером и прохладный утром.
К.М.: Какие ошибки родителей при подготовке ребенка к школе можно назвать типичными?
М.Н.: Родители часто пользуются «отрицательной мотивацией»– побуждением школьника, вызванным сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Мамы, папы, дедушки-бабушки чересчур опекают, назидают и контролируют, а ведь важно научить ребенка самого ставить перед собой цели и добиваться их. Родители жестко наказывают за любое нарушение, используют даже физические наказания, что недопустимо. Родители заставляют учиться, делая учение неприятной обязанностью — вот самая главная ошибка.
Смотрите также:
- Не погасить огонёк любопытства у школьника. «Ноу-хау» от ведущих педагогов →
- Три языка и спорт не менее часа. Каким должно быть идеальное образование? →
- Другие, но понятные. Как дети с аутизмом меняют жизнь обычной школы →