Рынок в Андах: 500 солей стоит мумия ребёнка

Фото Александра Ингилевича

Окончание. Начало в «АиФ. Без границ» N 29 и 31 за 2012 г.

   
   

«В одной из индейских лавок, прислоненная к дальней стене, стене, стоит… маленькая мумия ребенка. Не верится, но «экспонат» настоящий: фигурка в позе эмбриона, с согнутыми коленями и ладонями, закрывающими глаза. Она ничем не обернута: по обычаю инков, мумии не пеленали, а одевали в обычные одежды и рассаживали вдоль стен храмов… Этот антиквариат можно купить за 500 солей. Однако, вывезти из Перу – навряд ли…»

Такие воспоминания из поездки по горным районам Перу вынес действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео» Александр Ингилевич. Недавно он побывал в этом удаленном от мест массового туризма государстве Латинской Америки и поделился впечатлениями с «АиФ».

- На вершине горы над городом Куско установлена статуя Христа, немногим меньше известной скульптуры в Рио-де-Жанейро. Чтобы полюбоваться на нее со стороны, мы поднимаемся на смотровую площадку у церкви. Отсюда виден весь Куско. Тут же магазинчик с сувенирами. На бетонной террасе столик и два стула. Индейская бабушка в цветной шапочке и платке, накинутом на плечи приносит нам большие керамические кружки с мате де кока – перуанским чаем из листьев коки. Мы заглядываем в кружки, и видим, что листья не сушеные, как принято в кафе, а свежие – видно, женщина совсем недавно нащипала их с грядки своего огорода...

Торговля с духами

В 33 км от Куско в Священной долине инков реки Урубамба, текущей между высоких Анд находится еще одно место, не слишком затоптанное массовыми туристами  - одноэтажный городок Писак с доисторической крепостью. Кроме нее, особых архитектурных достопримечательностей там нет, но зато расположен довольно большой рынок, где можно купить все, что представляет интерес в этой части Перу. От ярких расцветок накатывает ощущение праздника: краски для шерсти, пончо и ковры вперемешку с овощами и фруктами, амулеты из кожи, орехов и косточек животных… Но главная особенность этого торжища – местный антиквариат. Его можно скупить почти за бесценок.

Бог Виракоча на склоне горы в Ольянтайтамбо - зашифрованные послания инков. Фото Александра Ингилевича

В одной из лавок я вижу старинный бронзовый нож в исконных инкских традициях с ручкой в виде головы ламы, покрытый зеленоватой патиной. Это не оригинал, а реплика, сделанная в XIX или XVIII в., но все-таки не подделка. Важная деталь: антиквариат тут по большей части не таит в себе подвоха. Почти все настоящее. В Перу гораздо проще найти и откопать подлинник, нежели сделать копию или подделку.

Хозяин лавки, услужливо улыбаясь, называет нереальную цену. Начинаем торговаться. В конце торга, после того как названа «последняя цена», продавец вдруг надевает шляпу с перьями, водружает на глиняное блюдо засушенную лапу ягуара, сверху складывает предмет нашей торговли и начинает долго молиться с закрытыми глазами. Затем объявляет: «Да, духи разрешили это продать» и пожимает мне руку. В итоге, я становлюсь обладателем сразу нескольких ценностей антиквариата: это маленькие ножи для индейских обрядов, зеркала из латуни, инкская «монеда» – медная монета в виде топорика. За все 750 солей – около 350 долларов. Очень недорого стоит керамика, причем древнейшая. Цены не кусаются: всего за 7 долларов я приобрел ритуальный сосуд, явно откопанный уакерос – индейцами - охотниками за древностями. Торг начинался с 50-ти…

   
   
Краски для шерсти из ламы на рынке города Писак. Фото Александра Ингилевича

Мы удаляемся от шумных торговых рядов на окраину рынка, туда, где на прилавках разложены невероятные вещи: ритуальные посохи, увенчанные рогами неизвестных животных, фантастические поделки из чьих-то костей, банки, набитые лапками лягушек и летучих мышей, обезьяньи, крысиные и собачьи головы. Здесь продают атрибутику для колдунов и шаманов. Народу мало. Поднимаю голову, и замечаю раскачивающиеся на ветру… маленькие, величиной с кулак, человеческие головы. Неужели это те самые тцантца? (Тцантца - особым образом высушенная человеческая голова, трофей, искусством изготовления которого владеют индейцы Амазонии. Отрезая головы убитым врагам, они наполняют их горячим песком и стягивают до размеров теннисного мяча. Черты лица при этом сохраняются, а волосы становятся длиннее). С 50-х охота за головами преследуется и находится под запретом, но на деле торговля такими сувенирами ведется. Говорят, что индейцы стали использовать для изготовления тцантца головы ленивцев – ближайших, как они считают, родственников человека…

Фото Александра Ингилевича

Захожу в магазинчик, где выставлено какое-то старье: обломки камня, акульи зубы и ветхие вещи совсем уж непонятного назначения. В помещении никого. В дальней стене дверь. За ней комнатка, где навалены старые шляпы, пучки птичьих перьев, и… у стены та самая детская мумия. Тоже не подделка – оригинал.

Кубики аннунаков

Из Писака поезд привозит нас в Ольянтайтамбо – загадочный город инков на высоте 3500 м. над уровнем моря. Его главная тайна – храмовый комплекс, сложенный из монолитных блоков розового порфира и гранита весом 20-25 т. Блоки пригнаны так тщательно, что между ними невозможно просунуть лист бумаги. Как это сделано? Кажется, что строители, владевшие какой-то неведомой силой, размягчили огромные камни до состояния воска или глины, а затем обрезали по заданной форме… На многих блоках есть впадины, напоминающие отпечатки гигантских пальцев. Напрашивается мысль: розовый храм поставлен не людьми, а великанами, соорудившими его из многотонных кубиков… Как утверждает американский исследователь и писатель Захария Ситчин, неподалеку отсюда находилась площадка для приземления инопланетян – тех самых аннунаков, о которых говорят космогонические вавилонские мифы. Сегодня на склоне горы напротив храма отчетливо видно изображение инкского бога Веракочи – создателя всего сущего. Это суровый бородатый человек с мешком за плечами,  увенчанный короной. Нам он явился в обрамлении радуги…

Фото Александра Ингилевича

Отсюда рукой подать до легендарного Мачу Пикчу – Нового чуда света, называемого «город в небесах», «город в облаках» и «потерянный город инков». Продвинутые люди с альпинистским снаряжением добираются туда горными тропами индейцев через ущелья и перевалы. Другой путь - от Куско или Ольянтайтамбо на поезде, а затем вверх по серпантину. В переводе с языка кечуа «мачу пикчу» значит «старая вершина». Над древнейшим городом Америки возвышается Уайна Пикчу («молодая вершина») – высоченная гора на слиянии двух рек. С высоты птичьего полета сквозь разрывы облаков оттуда можно видеть Мачу Пикчу как на ладони. Добираться нелегко: это серьезный марш-бросок минут на 40 по обрывистой тропе. Чтобы не сорваться, приходится цепляться за камни, кусты и корни.

Венчает вершину пирамидальный камень, чуть покачивающийся под ногами. Далеко внизу, узкой ленточкой извивается полноводная Урубамба… Дыхание перехватывает от страха и восторга, а потом приходит чувство вселенского успокоения, которое, нет-нет, да и всплывёт потом в суете дождливых питерских будней.

«АиФ. Без границ» N 35 за 2012 г.

Смотрите также: