Игра на выбывание. Банкротства в турбизнесе продолжатся

«Нева», «Солвекс», «Лабиринт», «Южный крест» - эти компании объединяет не только то, что в пик сезона они одна за другой остановили свою деятельность, бросив за рубежом тысячи клиентов, но и то, что они - операторы, имеющие финансовое обеспечение в размере 100 и более млн руб., входившие в топ реестра туроператоров как самые внушительные, заслуживающие доверия. 

   
   

«Есть ощущение, что бизнесмены от туризма просто нашли удачное время, чтобы выйти с рынка, прикрывшись «неблагополучными обстоятельствами», - делятся догадками обманутые туристы на форумах. Похоже, так и есть: увидев, как безнаказанно избавились от бизнеса, ставшего чуть менее прибыльным, их коллеги по цеху, выйти в кэш захотели и другие владельцы. И, как водится, прихватили клиентские деньги за уже оплаченные туры.  

До гендиректора «Южного креста» Дмитрия Фесика в день банкротства компании «АиФ» так и не удалось дозвониться, хотя ещё за неделю до этого он активно давал комментарии СМИ, рассуждая, что создавать страховой фонд за счёт туроператоров невыгодно. Кому невыгодно? Бизнесменам - уж точно!

Безусловно, неконтролируемое обрушение рынка - это вопрос отсутствия госконтроля. Почему в день, когда «Южный крест» объявил о банкротстве, профильное министерство собрало заседание по крайне «важным», безусловно, вопросам: развитие хостелов в России и отечественная сувенирная продукция, а на сайте Ростуризма висит приглашение на мастер-класс «Лучшие практики создания качественных туристских продуктов»?

Почему чиновники всё время рассуждают о том, как улучшить ситуацию в будущем, когда тысячи людей теряют деньги, нер­вы и отпуска в настоящем?

Зимы не будет?

Традиционно сентябрь - октябрь - пора бронирования туров на зимние каникулы. Их сделали рекордно длинными - 11 дней. «Но приобретать новогодние туры сейчас нельзя, - считает  Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. - Банкротства продолжатся. Последствия кризиса в отрасли ударят по рынку зимой». 

«Рынок туристических услуг уже рухнул на 30% после принятия санкций по отношению к России, - говорит Михаил Аншаков, глава Общества защиты прав потребителей. - Многие предпочли не выезжать за рубеж в связи с нестабильной обстановкой». А массовым закрытием компаний бизнесмены отвратили от рынка большое количество потенциальных клиентов.

   
   

Ситуация патовая: критериев надёжности того или иного тур­оператора не существует. «Понять, какая компания устойчива, а какая нет, невозможно, - рассказывает Дмитрий Янин. - Да, турфирмы застрахованы. Но в истории российского турбизнеса не было прецедента, чтобы страхового покрытия хватило на компенсации всем пострадавшим (так, например, обязательства «Южного креста» были застрахованы на 100 млн руб., но за 2013 г. компания продала туров на 592 млн руб.). А страховка от невыезда работает, если турист заболел или ему не дали визу. Если туроператор обанкротился, деньги никто не вернёт».

Так что делать людям, которые хотят провести новогодние каникулы за рубежом? «Планировать отдых самостоятельно: уже сейчас покупать билеты и бронировать отели», - заявляет Дмитрий Янин. 

От первого лица

«АиФ» узнал, что получили клиенты прогоревших летом компаний.

Дмитрий Мехонцев, Барнаул:

- На свадебное путешествие на Родос мы взяли кредит и купили путёвки в местной турфирме (оператор - ЗАО «Лабиринт-Т») за 71 000 руб. В итоге остались дома. На днях нам перечислили компенсацию от страховой «ВСК» - 2000 руб. Итог нашего «отдыха» - кредитный долг.

Ирина Фишкина, Санкт-Петербург:

- Путёвку в Грецию оплатила за два месяца до отдыха (54 000 руб.). А за четыре дня до вылета узнала, что из-за турфирмы «Нева» поездка не состоится. Потеряв надежду на возмещение денег, я всё-таки свозила детей на море, ещё раз заплатив, - уже сама всё бронировала. Стоило это, конечно, уже больше. Все документы в страховую давно отдали, но нам ничего не выплатили. 

Карина Евтюкова, Санкт-Петербург:

- 10-дневный отдых в Греции я оплатила в «Солвексе». Уточняла про оплату гостиницы и авиаперелёта - успокоили, что всё проплачивают сразу (оказалось, это обман). Дали документы, в которых были прописаны страховые компании и размер фин­обеспечения. После объявления о приостановке работы фирмы эта сумма оказалась другой! Когда я приехала в главный офис, чтобы взять справку от «Солвекса» для страховой, люди стояли в очереди со вчерашнего дня. Я оказалась 273-й и простояла 8 часов! Вернуть часть денег обещают через 30 дней.

Интернет-опрос

Вы планируете поездку на Новый год?

  • В этом году точно откажусь от поездки - 65% (168 голосов)
  • Пока не решил (а) - 25% (63 голоса)
  • Да, уже занялся этим вопросом - 10% (27 голосов)

Всего голосов: 258

Опрос проводился на сайте АиФ.ru