Идеи, а не болтовня
Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Ольга Анатольевна, слово «инновации» многих раздражает. Как нормально объяснить, что это такое?
Ольга Ускова: Меня оно тоже иногда раздражает, потому что приобрело какой-то негативный оттенок - слышится в нём что-то связанное с обманом. Я для себя определяю инновации как создание нового качества чего бы то ни было - продукта, сервиса и т. д.
- И в чём особенности этого процесса в нашей стране?
- Русский человек крайне изобретателен. Но за последние 20 лет произошло изменение того созидательного сознания, которое пестовалось в Советском Союзе. Раньше было - «труд всему голова». В перестройку появились «хватай и беги», «бери что плохо лежит» и т. п. И изобретательный русский ум стал мыслить в наиболее лёгком для него направлении: как поскорее сколотить капитал, используя модное слово «инновации» и другие похожие словечки.
Это схема а-ля «Роснано». Если у тебя есть доступ в нужные кабинеты, ты заходишь и предлагаешь некий мегапроект, выпрашивая на него мегаденег: да мы с командой сейчас такую отрасль построим! В результате возникает городище, которое много лет сосёт огромные средства, не принося адекватного результата. Такой подход давно себя исчерпал, никакой отдачи он не даёт. И чем быстрее мы это признаем, тем лучше будет для страны.
- А какой подход даст отдачу?
Пора вносить изменения в Уголовный кодекс. Ведь, пока перед чиновником не замаячит перспектива сесть за решётку, он будет смотреть на всех, кто приходит к нему с идеями (в том числе инновационными), как на людей, которые обеспечат ему личное благосостояние.
Выключат мозг?
- В сфере инноваций коррупция тоже главный тормоз?
- Коррупция и откаты есть, но не они являются главным тормозом. Ведь коррупция присутствует в каждой стране, только в разных формах.
Мы столкнулись с феноменальным явлением. Мы обнаружили, что за последние 20 лет у многих наших высокопоставленных чиновников возникли плотные связи с западными производителями, поделившими в России рынок высоких технологий. Думаю, понятно, на каких мотивациях. Вообще есть мнение, что именно крупные западные IT-компании, придя на наш рынок в начале 90-х, ввели в практику «откатные» схемы за установку своих решений.
И когда В. Путин поставил задачу импортозамещения в сфере высоких технологий, возник стройный хор чиновников, всяких начальников департаментов, сидящих на подкорме у иностранных подрядчиков. Они дружно заголосили: а в России ничего своего нет, у нас ничего не работает. Их тыкают носом: да вот же, есть работающие технологии! Но они в упор их не видят и строчат наверх отчёты, что технологий нет. На мой взгляд, действует активный заговор по поводу непускания отечественного, особенно высоких технологий, в экономику. И он поддерживается извне.
- Пример можете привести?
- На всех стратегических предприятиях страны стоят системы автоматизированного управления SAP. Это немецкая компания, производитель программного обеспечения для организаций. Но если на оборонном предприятии установлена данная система, то нет никакой гарантии, что вся информация о его закупках, кадрах, финансах в течение одного дня не может поступать в Берлин и Вашингтон. Мы выявили в России несколько производителей таких же систем. Они по качеству продукта не хуже, вдобавок предлагают более дешёвые решения. И что вы думаете? Чиновники на наши предложения даже головы не поворачивают!
Чем это всё чревато? Если мы не развернёмся к отечественному производителю высокотехнологичной продукции, мы погибнем. IT-продукция - это мозг государства. Если у вас мозг чужой, вам в какой-то момент его просто выключат. Нажмут кнопочку - и всё. Перестанут работать системы жизнеобеспечения, те же датчики подачи тепла и воды. Вот о чём надо говорить, а не о том, долетит до Москвы атомная бомба или нет. Об этой угрозе, кстати, писал и Эдвард Сноуден, но до первых лиц, видимо, информацию не довели.
- Вы занимаетесь разработкой первого отечественного беспилотного автомобиля. Зачем он нужен - при наших-то дорогах?
- Это не какая-то наша блажь, сейчас вокруг автомобиля происходит научно-техническая революция. Он из вещества становится существом. Этот вопрос в научном сообществе уже решённый, дальше идёт работа на опережение: кто первый? Беспилотными авто занимаются во многих странах. Мы решили сделать такой грузовик на базе «КамАЗа». Есть реальный шанс выйти с ним на международный рынок. Ну и на российские дороги, конечно.
Действительно, в России дороги плохие. Ни один из зарубежных алгоритмов тут работать не будет. Поэтому мы сделали принципиально иную интеллектуальную систему. Она имитирует работу глаза, точнее, той части мозга, которая отвечает за распознавание и обработку изображения. Видеокамеры, установленные в кабине машины, ловят встречные объекты и анализируют их. Так система понимает, что это дорога, и создаёт некий виртуальный тоннель, по которому и едет машина. К 2025 г. наш беспилотник должен появиться на дорогах. Этот проект изменит экономику автомобильной отрасли, потянет за собой целый ряд производств внутри страны, создаст рабочие места.
У нас команда на 100% российская. У всех ребят горят глаза: мы делаем то, чего нет ни у кого в мире. России давно пора показать, что мы это умеем. Ведь ту депрессивную риторику, что нам навязали извне, можно ломать только реальными примерами. Бессмысленно кричать, что мы лучшие, надо это показать.