ВАДАгейт. 5 главных вопросов по ситуации с «легальным» допингом

После того как хакеры опубликовали списки спортсменов, которые на протяжении многих лет вполне легально употребляли запрещённые препараты, получая на это санкции у Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), российских любителей спорта накрыли эмоции. Однако вскоре возмущение схлынуло, оставив, как ракушки на берегу, кучу вопросов.

   
   

Почему одним спортсменам можно принимать допинг, а другим — нельзя?

В нынешнем споре пытаются бороться с препаратами, которые искусственно помогают спортсменам улучшать свои показатели: прыгать выше, бегать быстрее, реагировать лучше, концентрироваться сильнее и т. д. Поэтому вводится запрет на использование определённых препаратов. За исполнением запрета следит Всемирное антидопинговое агентство, более известное под своим сокращённым наименованием — ВАДА. Сотрудники агентства постоянно проверяют атлетов на наличие запрещённых препаратов в организме. При положительном тесте на допинг ВАДА рекомендует спортивной федерации дисквалифицировать атлета, что в большинстве случаев и происходит.

Однако иногда возникает проблема — некоторые запрещённые препараты оказываются лекарствами, необходимыми для приёма при определённых заболеваниях, либо в состав этих лекарств входит какой-то компонент, который по той или иной причине попал под запрет ВАДА. Что делать в этом случае? Отказываться от лечения? Или от карьеры спортсмена?

Нет. ВАДА не настолько жестоко. В агентстве разработали на этот случай специальную процедуру. Спортсмен проходит диагностику, и, если у него обнаруживается та или иная болезнь, которая требует лечения запрещённым препаратом, он обращается в ВАДА с просьбой на определённый срок разрешить его использование в терапевтических целях. Именно так спортсмены, принимающие участие в Олимпийских играх и других международных соревнованиях, и получают право принимать запрещённые для остальных, здоровых, атлетов препараты.

Какие запрещённые препараты разрешают принимать спортсменам?

Теоретически, спортсмену с какой-либо болезнью могут разрешить любой из запрещённых препаратов, которые в повседневной жизни можно использовать в качестве лекарства. В случае обнаружения заболевания необходимо лишь получить рецепт на этот препарат и разрешение от ВАДА. Однако существуют препараты, вернее, группы препаратов, которые спортсмены используют чаще других, что и вызывает споры вокруг всей системы с «легальным допингом».

Стимуляторы — одни из самых популярных веществ, на которые часто выписывают разрешение в ВАДА. Эти обширно применяемые во врачебной практике препараты позволяют спортсменам стимулировать не только физическую, но и психическую активность, позволяя заметно улучшать результаты.

Бронхолитики также часто оказываются в списке препаратов, которые разрешено использовать определённым спортсменам. Эти лекарства заметно улучшают дыхание, что в спорте означает дополнительный приток кислорода в организм и увеличение отдаваемой организмом энергии. Это, естественно, в лучшую сторону влияет на силовые показатели спортсмена во время соревнований.

   
   

Обезболивающие препараты, которые также часто прописывают спортсменам с определёнными болезнями, на первый взгляд, вряд ли могут предоставлять спортсменам какое-то преимущество в соревнованиях. Но это не так. Существует целый ряд сильнодействующих обезболивающих препаратов, которые созданы на основе опиоидов. Они способны не только унимать боль, но и придавать человеку чувство эйфории, такое важное во время соревнований. Грубо говоря, эти препараты способны медикаментозно помочь спортсмену поймать кураж.

Стероиды в отдельных случаях тоже могут приниматься в качестве лекарства. Хотя с лекарственной точки зрения, они помогают пациентам лучше и быстрее восстанавливаться от травм и шока, а также быстрее залечивать свои болячки, спортсменам они необходимы для быстрого наращивания и поддержания в нужной форме мышечной массы.

При каких болезнях спортсменам разрешают принимать запрещённые препараты?

В Соединённых Штатах Америки одним из самых распространённых заболеваний у детей является синдром расстроенного внимания и гиперактивности. Если в России для борьбы с ним достаточно было порицания со стороны родителей и в крайнем случае ремня, то в США с активностью у детей решили бороться медикаментозно. Для этого их начали пичкать всевозможными стимуляторами, включая и амфетамин. Правда, излечения от этого синдрома ни одно из лекарств не гарантирует. В большинстве случаев синдром просто исчезает по мере взросления. Но в отдельных случаях он остаётся и во взрослом возрасте, считаясь неизлечимым. Диагностировать этот синдром настолько сложно, что многие учёные уверены, что этой болезни просто не существует, а синдром является плодом воображения их коллег. Симптомом может считаться обычная рассеянность. Возможно, этим и пользуются многие спортсмены, чтобы получить разрешение на приём сильнейших стимуляторов. 

Бронхолитики прописывают, как это следует из названия, при проблемах с бронхами. В этой связи одним из самых популярных заболеваний в спорте в какой-то момент стала астма. Как и синдром дефицита внимания и гиперактивности, её невозможно полностью вылечить, поэтому приём лекарственных препаратов продолжается на протяжении всей жизни спортсмена. Вряд ли кто-то будет сомневаться в правдивости диагноза, если у спортсмена обнаружена астма. Вопросы вызывает другое — заметное улучшение результатов, которое становится возможным при приёме лекарственных препаратов от приступов этого заболевания.

Обезболивающие препараты прописывают в тех случаях, если болезнь человека сопровождается приступами сильной боли, причину которых оперативно убрать невозможно. Они используются для снятия среднего и сильного болевого синдрома при острой или хронической боли.

Список болезней, при которых используют стероиды, даже в кратком своём виде насчитывает никак не менее сотни наименований. Например, в случае с теннисисткой Винус Уильямс мы имеем дело с синдромом Шегрена — аутоиммунным заболеванием, которым страдают порядка 4 миллионов человек только в Америке. Да, конечно, его сложно диагностировать, потому что симптомы могут быть очень разнообразными — от сухости во рту до рези в глазах. Да, конечно, заболевание неизлечимое, поэтому спортсмены, у которых оно диагностировано, вынуждены принимать запрещённые препараты на протяжении всей своей карьеры.

Точнее сказать, от каких болезней страдают спортсмены, которым разрешено принимать запрещённые лекарственные препараты, нельзя — они не указаны даже в документах, которые были похищены хакерами у ВАДА.

Почему списков спортсменов, которым можно принимать допинг, нет в открытом доступе?

Многие соглашаются, что спортсменам с определёнными заболеваниями должно быть разрешено принимать препараты, без которых они не могут обойтись. Однако бытует мнение, что списки с такими атлетами должны носить открытый характер, чтобы подобные атаки хакеров не выглядели как срывание покровов и разоблачения жуликов. Вот только это невозможно. Почему?

Всё упирается во врачебную тайну. Ни врачи, ни ВАДА, ни один другой орган не имеют права обнародовать медицинскую информацию человека, которая является конфиденциальной. Также и многие спортсмены не хотят, чтобы миру было известно о том, какими заболеваниями они страдают. Вы, например, хотите, чтобы все вокруг знали, какие недуги занесены в вашу медицинскую карту? Вот и атлетам публикация историй их болезни пришлась бы не по нраву. Поэтому и речи не может вестись не только о публикации сведений о болезнях спортсменов, но также и о том, какими лекарствами им разрешено пользоваться, — это также конфиденциальная информация.

Каким спортсменам разрешили принимать запрещённые препараты?

Пока нам достоверно известно лишь о 29 спортсменах, имена которых опубликовали хакеры. Среди них 14 американцев, 5 британцев, 5 немцев и по одному представителю Чехии, Румынии, Дании, Польши и России.

Этими спортсменами стали: Серена Уильямс, Винус Уильямс (обе — теннис), Симона Байлз (гимнастика), Елена Делле Донн (баскетбол), Бетани Маттек-Сандс (теннис), Бриттни Гринер (баскетбол), Джон Конгер, Кейтилин Бэйкер, Маккуин Бэйрон (все — плавание), Дагмара Возняк (фехтование), Дианна Прайс, Мишель Картер (обе — лёгкая атлетика), Сэм Дорман (прыжки в воду), Тервел Длагнев (борьба) — все из США; Брэдли Уиггинс, Кристофер Фрум (оба — велоспорт), Чарли Халл (гольф), Хизер Фишер (регби-7), Сэм Таунсенд (академическая гребля) — из Великобритании; Роберт Хартинг, Кристина Обергфель (оба — лёгкая атлетика), Франциска Хентке, Кристиан фом Лен (оба — плавание), Кристиан Райхерт (водный марафон) — из Германии; Пернила Блум (плавание) — из Дании; Наталья Мадай (академическая гребля) — из Польши; Петра Квитова (теннис) — из Чехии; Роксана Когиану (академическая гребля) — из Румынии; Миша Алоян (бокс) — Россия.

Кроме того, британское антидопинговое агентство сообщило, что, помимо пятерых упомянутых хакерами спортсменов из этой страны, ещё 48 членам олимпийской сборной было разрешено употребление запрещённых веществ по медицинским показаниям. Имена своих подопечных в Британии, естественно, раскрыть отказались. Численность всей команды Великобритании в Рио составила 366 спортсменов.