В природе случаются многоводные и маловодные периоды, но человек научился сглаживать колебания, начав строить водохранилища многолетнего регулирования, которые могут запасать воду в многоводные периоды и постепенно расходовать её в маловодные.
Как управлять водной стихией, регулировать речные стоки, чтобы избежать наводнения или, наоборот, засухи, обсуждали в Школе гидроэнергетика, организованной «РусГидро», на VII Всероссийском метеорологическом съезде.
Водохранилища решают комплекс проблем, будь то выработка электроэнергии, обеспечение судоходства, сельскохозяйственные задачи или защита от наводнений, рассказал главный инженер компании Борис Богуш. «К сожалению, сток рек неравномерно распределяется в течение года, поэтому важно заранее продумать организацию прохода воды, сценарий развития возможного паводка на наших реках и возможности его пропуска», — подчеркнул он.
Специалисты определили три условные зоны на территории страны, водную стихию в которых необходимо держать под контролем. Одна из них — Дальний Восток с его многоводными и строптивыми реками в период паводка, а также муссонными дождями. Прошлогодние наводнения в этом регионе были отмечены как редчайшие, подобные катастрофы происходят раз в двести лет. Другие зоны — Центральный район с Верхней Волгой, где схема паводка достаточно предсказуема, и Кавказский регион с горными реками и таянием ледников.
Основная сложность борьбы со стихией в том, что стихийное бедствие по-прежнему с трудом поддаётся прогнозу. Наводнение нельзя предсказать за месяц. По мнению директора Государственного гидрологического института Владимира Георгиевского, дождевые паводки не могут быть спрогнозированы более, чем за несколько дней, а в ряде случаев это можно сделать только за несколько часов. Для повышения точности прогнозов поведения речных стоков проводится реконструкция сети гидрологических постов с использованием автоматизированного оборудования, сообщил он.
В практике гидротехников не исключены ошибки, отмечает Богуш. Однажды в ожидании большой воды практически опорожнили одно из водохранилищ, но прогноз не оправдался — и гидротехническое сооружение встретило зиму с недостаточными водными запасами.
В другом случае наоборот — в ожидании маловодного года держали водохранилища переполненными, и нежданный приход большой воды создал угрозу подтопления.
Тем не менее водохранилища делают своё дело. В частности, на Верхней Волге, где сейчас наблюдается экстремальное маловодье, не отмечавшееся в таком масштабе за всё время существования каскада ГЭС. При отсутствии водохранилищ возникли бы проблемы с водоснабжением, пострадало бы рыбное и сельское хозяйство, было бы парализовано судоходство. Однако заблаговременно принятые меры по накоплению воды во многом позволили избежать негативных последствий.
Если на Волге процесс управления стоками вод достаточно отлажен, и вероятность событий, связанных с нештатным пропуском воды, практически исключена, то на других реках меньше сооружений, позволяющих аккумулировать залповые расходы воды, считает главный инженер. Особенно это касается Дальнего Востока. Единственное решение — дальнейшее строительство гидроэнергетических объектов, снижающих риски при управлении водой.
«РусГидро» — крупнейший энергетический холдинг, объединяющий более 70 объектов возобновляемой энергетики в России и за рубежом. Установленная мощность его электростанций составляет 37,5 ГВт, включая мощности РАО «Энергетические системы Востока», а также самую современную гидроэлектростанцию России — Богучанскую ГЭС.
Все водохранилища в нашей стране — собственность государства. Решения по установке режима пропуска воды через гидротехнические сооружения принимает Федеральное агентство водных ресурсов.
Смотрите также:
- Если завтра потоп: как цепь водохранилищ защищает Поволжье от наводнений →
- История волжских наводнений. Что изменилось после создания каскада ГЭС →
- Могут ли мирно сосуществовать гидроэнергетика и живая природа? →