Этим летом в Прикамье на фестивале «Купальские ночи» 50-летний художник Сергей Каменев, постоянный гость подобных мероприятий, выставлял свои обереги и сувениры в торговом ряду. Неожиданно к нему подошли полицейские. «Проводим опись и изъятие, позже составим протокол», — сухо проговорили они. Именно так началась скандальная история пермского творца-«нациста».
«Шесть лет занимаюсь изготовлением древних славянских предметов, но такое со мной произошло в первый раз. Если честно, сам в шоке и отойти до сих пор не могу», — вздыхает пермяк.
От икон к «кумирам»
Сергей с детства мечтал посвятить свою жизнь творчеству. В молодости, после окончания художественной школы, писал иконы, отдавал их в дар уральским монастырям и храмам (около 60 икон), делал различные деревянные поделки. Однако в лихие 90-ые ему стало не до творчества — нужно было зарабатывать деньги. Почти 15 лет он трудился сварщиком на севере.
Однажды, вернувшись из очередной командировки, пермяк познакомился с общественниками-язычниками, занимающимися продвижением древней славянской культуры в массы. Сергей прочитал литературу, углубился в тему и решил мастерить сувениры на данную тематику — панно, скульптуры («кумиры») и украшения. «Всё-таки искусство меня не отпустило», — улыбается он.
Каждый объект в его большой коллекции творений — уникальный. Трудится на дому в свободном стиле, придумывает сюжеты вне каких-либо канонов. Деревянные узоры перемешиваются со старыми избами, славянскими героями и символами: колядником, одолень-травой, коловратом. Именно последние и привлекли внимание полицейских.
«На самом деле, я родился в атеистической стране и всегда был атеистом. Для меня творчество — способ самореализации и заработка. Я не сектант, не экстремист, а простой художник. Что заказывают, то я и делаю. Посмотрите, я изготавливаю не только предметы славянской тематики, но и мусульманской, христианской», — разводит руками мастер.
«Битва» экспертов
После задержания Каменеву предъявили обвинение по статье «пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций». На первом заседании сторона обвинения подготовила экспертизу, сделанную специалистом пермской фармакадемии.
Преподаватель Алексей Антонов установил, что изготовленные Каменевым артефакты «являются языческими свастическими символами, сходными с нацистскими». Также эксперт выявил, что организаторы фестиваля хотели «погрузить его участников в определённое психоэмоциональное состояние» и на этом основании сделал вывод, что мероприятие было религиозным, тем самым усугубив вину резчика по дереву.
В результате художник был признан виновным. Сергей подал апелляцию и на очередное слушание пришёл подготовленным — вместе с адвокатом и собственной экспертизой.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории ПГНИУ Галина Волгирева изучила работы Каменева и установила, что все символы являются общеевропейскими рунами и давно присутствуют в русском искусстве, плюс ко всему «никак не связаны с нацисткой символикой».
«Немецкая символика не смогла вобрать в себя священные руны, которыми, как оказалось, богата вся традиционная русская культура. А Гитлер использовал лишь обратную свастику и ограниченное количество рун», — подчеркнула Волгирева.
Несмотря на все доводы защиты, судья не стала отменять прошлое решение и приговорила художника к штрафу в размере одной тысячи рублей. Как уверяет Каменев, пришедший на заседание в славянской рубахе, здесь важно не столько наказание, сколько показательность процесса.
«Мне не запретили заниматься изготовлением древнеславянских предметов. Но сам факт того, что в последнее время „негодующие люди“ начали лезть в искусство и жаловаться на всё подряд, меня сильно удручает. Кстати, я услышал в органах, что меня просто сделали крайним. Я не хочу жить в стране, где люди забывают свою культуру. Ничего же плохого не делаю. А меня назвали нацистом», — подытоживает он.
Мнение специалистов
Юрист Марина Казанцева: «Всё зависит от бдительности силовиков. Если в поле зрения попадает художник, агитирующий своими рисунками фашистскую тематику, то, безусловно, делу дают толчок. Я считаю, нужно развивать в искусстве только хорошее, а не символы, получившие впоследствии негативное значение.
В целом, государство выступает против пропаганды нацисткой символики. Поэтому здесь суд был не в отношении какой-то конкретной личности, а в отношении того, что он изображал».
Пермский художник Владимир Сёмочкин: «Это чисто политическое дело, от которого никто не застрахован. Как говорится, сегодня всё спокойно, а завтра уже суд».
Правозащитник, общественный деятель Роман Юшков: «То, что произошло в Перми — полнейший абсурд и издевательство над правосудием. Читая материалы этого дела, я поражался полицейским, сотрудникам Центра по противодействию экстремизму. Они прибыли на фестиваль в штатском, записывали русские народные песни на диктофон и фотографировали работы мастеров. Хочется спросить, вы победили всю преступность, раз стали охотиться за художниками? Я считаю, в этой истории, где речь идёт о древней русской культуре, к действиям силовиков и суда много вопросов».
Смотрите также:
- Дидро в России. О смеси «французского с нижегородским» →
- Константин Кудряшов: Русское зеркало →
- Предчувствие Ленина →