Почему образование стремительно обесценивается? И можно ли его приблизить к потребностям реальной экономики?
Пару лет назад меня потряс один телесюжет. Журналист шёл по овощному рынку где-то в Краснодарском крае и спрашивал продавцов: какое у вас образование? Большинство оказалось с высшим юридическим, на втором месте – экономисты. Выяснилось, что в городе был открыт филиал одного известного вуза. Не слишком обременяя слушателей учебным процессом, тот штамповал дипломы о высшем образовании. Вот и ответ на вопрос, почему образование стремительно обесценивается. Это происходит из-за снижения стандартов, профанации, которой занимаются и студенты, и недобросовестный вуз, и родители, готовые платить деньги «шарашкиной конторе».
Не могу согласиться с 55% ответов, что образование и карьера – вещи не взаимосвязанные. Связанные, и даже очень! Эту парадоксальную фразу приписывают и А. Эйнштейну, и М. Планку: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто». Образование – это не только сумма профессиональных навыков. Это умение мыслить, искать и анализировать информацию, ставить задачи и находить наилучшие решения. Уверен, что человек с высшим образованием будет торговать овощами заведомо лучше, чем его коллега без оного. Другое дело, что государство должно озаботиться необходимостью предоставить тем же фермерам действительно нужные им компетенции в области агрономии, растениеводства и маркетинга, а не просто дать возможность получить диплом.
Читайте также: Глава Рособрнадзора: «Дети должны поступать в вуз за знания, а не взятки»
Должно ли государство оплачивать стремление человека к самореализации? Или важнее реальная экономика, которая страдает из-за перекосов на рынке труда и образования? Ответ находится посередине. Государственное планирование на десятилетия вперёд позволит гармонизировать потребности экономики и образование, а развитие дополнительного образования, переподготовки, повышения квалификации создаст возможности для самореализации огромного числа людей. Но и каждый гражданин должен занимать осмысленную позицию, не руководствуясь при выборе будущей профессии для себя и своих детей странноватой модой или стереотипами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Сколько вузов нужно РФ? Ректор «Плехановки» об экономистах нового формата →
- Андрей Дементьев: На «культурке» не наваришь? →
- Стоит ли вузам переходить на 4-летку? →