Мать и мат

Елена Семенова. © / Из личного архива

Сколько ни слушаю радио в последние дни, деятели искусства с пеной у рта доказывают, как жизненно необходимо им время от времени вложить матерщину в уста своих героев. Иначе пьеса тут же разрушится, а Станиславский перевернётся в гробу с громким «Не верю!»

   
   

Удивительно, удивительно лукавая история, которую и обсуждать-то — лишь время терять. Прекрасно творил и Шекспир, и все Островские, и Лопе де Вега, и Карло Гольдони легко обходились без мата, а их произведения протянули века, и ещё протянут. И Бальзак, и Мопассан не злоупотребляли бранным словом, хотя могли бы. Рассказы о том, что жизнь рабочих сталелитейного завода нельзя художественно отразить без мата, у меня вызывают смех. Как же тогда советские писатели создавали свои книги о войне? Как Шолохов писал о казаках? Правда, есть буквоеды, утверждающие, что где-то там у него мелькнуло какое-то слово — но что, без этого слова роман не роман? Ещё беспомощнее потуги отыскать мат у Пушкина или Лермонтова. Будто именно на тех малоизвестных стихах и зиждется их творчество. Вы серьёзно? А может, для современных литераторов и прочих культурных деятелей мат — «картинка для привлечения внимания», как пишут в интернете, а вовсе не необходимый литературный приём.

Но я хотела о другом. О публичном исполнении. Потому что меня больше волнует мат не на сцене или экране, а в соцсетях, на улице, в метро, в школе (а именно там наши дети нецензурщину и видят) или каком-нибудь другом «казённом доме». Что толку запрещать мат в СМИ, если подростки ни газет, ни журналов не читают? В спектаклях, на которые они не ходят? Зато запрет породит волну эвфемизмов, среди которых «мохнатка» будет ещё самым невинным. В общем, запретили, «нуичо?».

Как дважды мать, скажу: лучше б не с матом боролись, а с писающими дядьками на улице. Это ж тот же мат, только визуальный!

Вот у нас в районе — Сиреневый сад. Предполагается, что культурно-невинное место для прогулок с колясками, велосипедами и роликами. При входе — заднем, что символично, — висят два объявления. Первое — знак, что с собаками тут нельзя, второе — о том, что ведется видеонаблюдение. Про собак я просто молчу. Они как голуби, им нельзя запретить летать и, так сказать, нести мир на своих крыльях. Мало кто помнит, что у нас есть Федеральный закон об ответственном обращении с животными, глава 3, статья 15, по которому «Выгул собак потенциально опасных пород без намордника и без поводка независимо от места выгула запрещается». А по п.3 ст. 5.1. КоАП Москвы в магазинах, на рынках, детских площадках, пляжах и на общественном транспорте в намордниках и на поводке должны быть все собаки.

Так вот, у нас в Сиреневом театре абсурда я пару дней назад встретила той-терьера в наморднике и двух здоровых псин, похожих на овчарок, без всякого намёка на него. Спасибо, хозяин вёл их на коротком поводке. Но полно таких, которые спускают. Им же, простите, какать надо. И не беда, что по лужайкам бегают малыши. Вот где хвалёное видеонаблюдение? Кто наблюдает все эти прогулки? Или смотрящих интересует только, не наломает ли кто букет редкой сирени?

Но собаки — еще полбеды. У нас там москвичи и гости столицы, больше известные, как гастарбайтеры, проводят пикники. Устраиваются поуютнее в зарослях сирени (у них же нет дач или машин, чтобы выехать за город. В общем, ещё одно «нуичо?») и пикничат. В качестве напитков, они же и закуски, — пиво. Оно, как известно, снимает остатки ложной скромности, поэтому пикничащиеся в какой-то момент встают (или полувстают, смотря когда начался пикник) и идут к забору (место потому что, напомню, культурное) облегчиться. Короче, чем увереннее лето приходит в столицу, тем сильнее запах сирени спорит с иным запахом.

   
   

Туалетов у нас там, правда, не предусмотрено, видимо, потому что любящие природу люди, как принцессы, писать не должны. Посмотришь на это — и как тут не нарушить закон о мате?

Так что если городским или федеральным депутатам нужна новая весенняя тема для законов, то вот она. Подумайте, как убрать писающих и пьющих дядек из-под сирени в более подходящие места.

Ваша мать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: