Глобальное надругательство: в Подмосковье борются с незаконной застройкой

Роман Кульгускин. / АиФ

«Это просто глобальное надругательство. Глобальное. На всех ступенях общества», — говорит предприниматель Владимир. В оригинале цитата звучит грубее. Мужчина фактически воспроизводит финал ненормативного монолога одного из главных героев культовой чёрной комедии режиссёра Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». В кино у одного из персонажей от непонимания происходящего «сносит крышу». Жители Витенево уверяют, что могут точно так же сорваться в любую минуту. Собрания недовольных происходящим у местной церкви проходят регулярно, правда, пока в народный бунт — бессмысленный и беспощадный — не перетекли.

   
   
Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Никто ничего не боится

«Мы в шоке от того, что никто ничего не боится, — признаются они. — Так как прокуратура и власти «отфутболивают» наши заявления, то решили привлечь внимание СМИ».

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Посёлок стоит на берегу Пяловского водохранилища в элитном коттеджном поселке. Витенево расположено фактически на острове: кроме Пяловского, его окружают также Учинское и Пестовское водохранилища. Значительную часть территории посёлка занимает сосновый бор. В двух шагах от него находятся пляжи премиум-класса, пансионат Пялово и санаторий Центробанка РФ. Въезд на территорию посёлка и безопасность проживающих на его территории находится под строгим контролем сотрудников МВД. Примерно с 2006 года это место стало новым пунктом борьбы с незаконной застройкой и приватизацией территории водоохранной зоны. Как и во многих районах Подмосковья, собственники участков бетонируют песчаные берега. Вырубаются деревья, береговые линии перекрывают заборами, фарватер перекраивается для постройки яхтенных причалов. По оценке противников такой «застройки», речь, как правило, идёт либо о самозахватах, либо о незаконно выданных разрешениях на строительство.

«Над инфраструктурой никто не работает, проехать нигде нельзя, всё перегорожено», — возмущается Владимир. Он приобрёл здесь участок почти 7 лет назад. Тогда цены колебались в районе $2500–3000 за сотку. Теперь цены выросли в среднем до $16 000 — «золотая земля».

Гражданам только и остаётся, что либо терпеть, либо пытаться — к сожалению, в основном безуспешно — бороться. «Витеневцы» решили обратиться c жалобой к широкому списку адресов: к президенту, в МВД, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и т. д.

«Я, конечно, отмечаю, что есть в последнее время у людей тенденция к восстановлению справедливости. Кого-то из жуликов отлавливают, что-то противозаконное запрещают. «Речник» снесли, в «Бородинском поле» что-то сносили, — рассказывает Владимир. — Вот только мне никто толком пока не может объяснить, почему у нас так происходит. Вроде бы частично земли под строительство областные, а всё, что касается водной зоны — федеральное. А вроде как и вывели часть из них под область. Хотя как? Если там природоохранная зона?!»

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Чиновники против местных жителей

Согласно Водному кодексу РФ, всем гражданам гарантируется свободный доступ к береговой зоне. Однако незаконная застройка фактически закрывает (либо серьёзно осложняет) этот доступ всем, кроме самих застройщиков. Для большинства водных объектов береговая полоса определяется шириной 20 метров, для рек протяжённостью менее 10 километров её ширина составляет 5 м. Никто не вправе перегораживать береговую полосу, препятствовать проходу и нахождению на ней. Разумеется, речь идёт именно о пешем проходе, нахождение автомобилей на береговых полосах также запрещается Водным кодексом РФ. При этом с 2006 года запрещено оформлять береговые полосы в собственность (ст. 27 ч. 8 Земельного кодекса РФ).

   
   

На участках, включающих в свой состав береговые полосы, которые были оформлены в собственность до 2006 года, действует публичное ограничение права пользования земельным участком (сервитут). Он обязывает их владельцев обеспечивать свободный проход и нахождение граждан на береговых полосах.

Конкретные претензии у жителей посёлка имеются к пяти участкам. Один из них принадлежит пенсионеру, которого местные жители называют «бывшим завхозом Белого Дома». Его соседями-нарушителями местные жители называют генерала Вооружённых Сил РФ, высокопоставленного экс-представителя Министерства обороны. По данным владельцев домов, у воды стоит и дом «одного из сыновей бывшего мэра», а также «экс-начальников столичных УБЭПов». Правда, проверить, так ли это, на месте сложно — домовладельцы себя нарушителями не считают, а решений вышестоящих органов по этому поводу пока нет.

Дачу генерала можно опознать по копии рубки атомной подводной лодки. В бетонной махине, как говорят местные жители, скрывается баня. Фазенда «бывшего завхоза» отмечена отдельным каналом для прохода личного катера, а также мостом оригинальной конструкции. Раньше на месте моста и канала была земля и натоптанная дорога. По ней жители посёлка могли свободно пройти на единственный открытый пляж. Теперь в результате строительных работ имеется канал и «мост им. Завхоза», как его тут назвали. Шаткая конструкция смонтирована из стрелы башенного крана. «Мог бы и разводной мост построить, как в Санкт-Петербурге, раз уж денег и наглости достаточно. Часовенку опять-таки отгрохал — грехи замаливать», — возмущаются местные жители.

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

На фотоснимках, которые оказались в распоряжении редакции АиФ.ru, равно как и на спутниковых изображениях Яндекс-Карт и Google Maps, видны разительные расхождения с генеральным планом застройки Витенево. «Если сказать, что всё происходящее — это беспредел, то это значит не сказать ничего», — говорит житель посёлка Андрей. Мужчина показывает корреспонденту АиФ.ru пляж, доступа к которому постепенно лишаются жители Витенево. Грибки, баскетбольная и волейбольная площадки, качели, горка — всё это куплено и установлено сельчанами за свой собственный счёт.

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

«С миру по нитке собирали, — говорят они. — Зато детям нравится. Вот только как они будут отдыхать, если уже сейчас видно, что яхты будут мимо пляжа ходить». Комфортный отдых в детской зоне «Сафониха» действительно находится под угрозой. Ровно напротив «фазенды», построенной у берега и пляжа, полным ходом идёт строительство виллы и причала для крупной яхты. Последняя, кстати, уже пробовала акваторию и, по свидетельству очевидцев, некоторое время простояла в заливе, так как в ходе незаконного строительства был нарушен рельеф дна, и оно заилилось. Пришлось владельцам дорогостоящего плавсредства вызывать спецсудно — чистить дно. В официальном обращении жителей также отмечается, что в деревне Пестово на береговой линии в общедоступном месте был установлен понтонный причал для гидроциклов. А вот езда на гидроциклах в зоне купания уже представляет собой смертельную опасность.

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

«Когда я покупал дом, то мне показывали генеральный план Витенево, — продолжает Владимир. — Мы на него рассчитывали. Сейчас же стало очевидным, что все на него положили. У всех было по 15 соток, а потом понеслось».

Системная проблема

Журналисты «Аргументов и Фактов» неоднократно отмечали: более 50 % берегов Московской области захвачены и бесконтрольно застраиваются. Сообщалось о незаконном выделении участков в водоохраной зоне Можайского и Химкинских водохранилищ, канала им. Москвы, озера Белое в Шатурском районе. Это лишь малая часть водоёмов, берега которых украсили коттеджи, а поперёк пешеходных дорожек выросли заборы.

Фото: АиФ / Роман Кульгускин

«Это настоящее варварство и, безусловно, жёсткое нарушение», — прокомментировал АиФ.ru ситуацию с самозахватами и строительством несогласованных каналов вблизи водоёмов и водохранилищ заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН Михаил Болгов. Эксперт отмечает, что на всех генеральных планах населённых пунктов необходимо выделить зону, где вода оказывает серьёзное негативное воздействие.

«На этой территории необходимо осуществлять технические мероприятия по снижению рисков наводнений, либо вообще ничего не строить», — сказал эксперт. Болгов также отметил, что законодательство, в свою очередь, бессильно против застроек: выселить владельцев из затапливаемой территории нельзя, а долины рек застраивают, даже зная о рисках подтопления, схода оползней, поднятия уровня грунтовых вод.

Пассивность властей и местных жителей в борьбе с захватчикам водоёмов может сыграть злую шутку. Если не начать решать проблему в ближайшее время, то к вопросам досуга россиян — как в случае с посёлком Витенево — могут добавиться экологические и социальные (например, наводнения). Причём водными ресурсами столицы и области дело не ограничивается. Незаконная застройка в природоохранных зонах существует чуть ли не в каждом регионе страны. При этом озвучить точные цифры нарушений по стране пока не берётся ни одно официальное ведомство.

К примеру, в Амурской области в адрес представителей надзорных органов поступило более 3,5 тысячи заявлений с просьбой признать право собственности на жильё. Десяткам граждан было отказано в получении компенсации. В бассейне Нижней Волги коттеджами застроили всю пойму, в связи с чем Волжско-Камский каскад ГЭС сильно ограничен в возможности пропуска больших объёмов воды. «То, что происходит в Самаре, — распил волжского склона ради коттеджей и магазинов, — рассказывал «АиФ» председатель Самарской Зелёной Лиги Сергей Симак. — Ведётся застройка берега с уничтожением растительности и изъятием волжского склона у «просто людей». Чисто юридически — это нарушение Водного, Земельного и Лесного кодексов». В Ленинградской области застраивают берега Нахимовского озера. Подобные захваты произошли на реке Вуоксе, в посёлке Барышево, Удальцово и Светлое, в устье реки Бурная.

Впрочем, есть и положительные примеры. Так, ранее «АиФ» сообщал, что в Ленинградской области экологам и местным жителям удалось отбить озеро Вероярви в Токсово, где собирались построить элитный городок. Писали мы и о том, что жителям села Турка в Бурятии с огромным трудом удалось отстоять свою прибрежную территорию. Их любимое место отдыха и рыбалки хотели включить в состав особой зоны туристическо-рекреационного типа «Байкальская гавань», к которой и так приписано уже 60 км байкальских берегов. Включение предполагало вывод из «зоны свободного доступа». На защиту встали все — ветераны, депутаты, даже школьники. Правда, окончательно бой ещё не выигран, атака на пляж продолжается.