Недавно Владимир Путин провёл совещание с министрами по исполнению его указов, подписанных им в мае 2012 г. В их числе указ об удвоении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
По словам главы Минтруда М. Топилина, за I квартал в России было создано более тысячи специализированных рабочих мест для инвалидов. А всего за год планируется создать их более 14 тыс. Но жизнь показала, что главе государства уже впору запрашивать и другую статистику. Сколько людей с ограничениями здоровья лишились работы?
А судьи кто?
Вот очередная, к сожалению, типичная для сегодняшней России история. Преподавателя русского языка в РУДН Юлию Фролкову, инвалида 2-й группы, больную детским церебральным параличом, уволили после шести лет успешной и качественной работы. Причём руководство вуза сделало всё настолько юридически грамотно (пользуясь тем, что обычный человек не в состоянии просчитать все бюрократические формальности), что даже смогло убедить два суда в правильности своих действий.
В ответ на наш запрос вузовское руководство написало, что «документы для приёма на работу в отдел кадров не поступали». «Эти документы у меня просто-напросто не приняли, - говорит Юлия Анатольевна. - Завкафедрой сначала заставил трижды переписать заявление на временную должность с почасовой оплатой - поработать так, пока не объявят конкурс. В итоге получилось, что меня в качестве претендента даже и не думали рассматривать. А потом оказалось, что на моём месте уже работает другой сотрудник. Создалось впечатление, что меня просто не хотят видеть на кафедре, для меня это было унизительно. Позже я получила из РУДН письмо, что конкурс уже проведён и меня просят забрать документы. Вот на днях очередной суд отказал с формулировкой: «Нет повода для рассмотрения». Я в отчаянии, никто не защищает инвалидов!»
Но вот вопрос: почему же до этого трижды продлевали трудовой договор молодому преподавателю, который, безусловно, пользовался любовью у студентов и, несомненно, является профессионалом? Об этом говорит хотя бы тот факт, что человек за три года защитил диссертацию. Похоже, её место просто понадобилось другому - блатному человеку? Но в травле несчастной многие коллеги приняли участие с большим энтузиазмом: пытались обвинять в прогуле учебных часов. После судилища, устроенного завкафедрой за то, что Фролкова посмела написать о своей проблеме в служебной записке ректору, самочувствие её настолько ухудшилось, что у неё на несколько дней даже пропала речь. По словам её лечащего врача-невропатолога из Московского гомеопатического центра Натальи Мещанкиной, это просто угробило её здоровье.
Их интересуют только деньги
Зависть коллег? Мы привыкли, что инвалиды ничего не делают, ведут нищенскую жизнь на пособие и постоянно что-то просят-просят... А тут оказывается, человек сам получил отличное образование, умеет передать знания другим, выглядит хорошо, с учениками дружит... Студенты РУДН даже сняли фильм про преподавателя, сумевшего так много добиться в стране, где, кажется, делается всё, чтобы усложнить жизнь людей с ограниченными возможностями.
«Юля - одна из лучших моих учениц, - говорит Елена Гонсалес-Фернандес, 20 лет проработавшая преподавателем испанского языка филфака РУДН. - У неё проблемы с ногами, но с головой-то всё в порядке! Она училась лучше многих здоровых. Всегда старалась доказать, что может всё то, что могут здоровые люди. И ей это удавалось. С блеском защитила кандидатскую. Более того, сам руководитель кафедры пел ей дифирамбы, предлагал писать докторскую. Для Юли эта работа была смыслом жизни. Начав работать, она даже ходить стала лучше, расцвела. А тут у неё просто почву выбили из-под ног, даже внешне заметно, что физическое её состояние ухудшилось. То, что произошло с Юлей, ужасно. Но примеров формального отношения к людям в РУДН масса. В прошлом году с нашей кафедры ушли 6 человек - опытные профессионалы. Но руководству вуза, похоже, всё равно. Ощущение, что на первом месте у администрации деньги и только деньги».
Удивляет, чторектор РУДН В. Филиппов даже в ответ на обращение нашей газеты с просьбой разобраться в ситуации тоже остался равнодушен к судьбе молодого преподавателя. Уж ему-то, несколько лет возглавлявшему Министерство образования, должно быть известно, как трудно найти работу педагогу, даже здоровому. Пенсия Ю. Фролковой - 12 тыс. руб. Она живёт с мамой, преподавателем музыкальной школы. Этих денег не хватит даже на еду. Об этом кто-нибудь из тех, кто всеми правдами и неправдами пытался выжить преподавателя или просто безучастно за этим наблюдал, подумал? Но она просит не подачек, а только возможности работать, как все. Не сидеть в четырёх стенах, а вести нормальный образ жизни. Почему ей в этом отказывают?
Бороться, а не жить
«Государства на Западе готовы терять деньги на социальной реабилитации инвалидов, лишь бы получить нормального, позитивно настроенного гражданина общества, - говорит Рубен Киракосян, адвокат Московского бюро по правам человека. - Мы тоже живём в социальном государстве. И у нас бюджет выделяет средства на то, чтобы создавать людям с ограниченными возможностями комфортные условия жизни. Но логика действий наших чиновников и руководителей получается иная: инвалид не достоин комфортного проживания, не достоин хорошей работы и оплаты труда, хватит ему и пенсии. Поэтому все силы, нервы больных людей уходят на то, чтобы бороться с этой несправедливой системой, а не быть полноправными членами общества».
Вот и получается: сколько бы ни говорили с высоких трибун о доступной среде для инвалидов, сколько бы ни принимали хороших законов, оказывается, все благие начинания могут загубить на корню местные начальники. Видимо, не с инвалидов надо начинать госпрограммы, а с мозгов всех остальных!
Читайте также