Битва за навар. Кто заработает на «скорой помощи»?

Если водитель «скорой» забастует, врачам будет не на чем добраться до больных... © / Фото: Андрей Иглов / РИА Новости

Пешком на вызов?

Напомним: уже несколько лет в ряде регионов проходит эксперимент по аренде машин «скорой» с водителями у частных автопредприятий. Для главврачей в этом немало удобств: не надо заботиться о ремонте и обслуживании автопарка, искать водителей, покупать новые машины. Перевозчику платят за выезды не напрямую из бюджета, а из средств системы обязательного медстрахования. Но на деле не всё так просто.

   
   

Недавно в Перми сотни людей вышли на митинг за отставку главы местного Минздрава Ольги Ковтун. Работа минист­ра (Ковтун начала с масштабных увольнений главврачей) и раньше вызывала вопросы у общественности. Но последней каплей стала ситуация вокруг «скорой». С конца февраля этого года госконтракт на перевозки получила москов­ская компания (преж­ний подрядчик подал заявление в полицию, указывая на «коррупционные действия» чиновников). И в итоге сразу три городские станции скорой помощи не смогли отправить врачей на вызовы. Авто нового подрядчика не допустили до работы - у водителей не оказалось разрешений на управление машинами со спецсигналами. А в итоге по­страдали больные люди, которые часами не могли дождаться «скорой помощи».

Недовольны работой частников и медики «скорой» в Башкирии. «У нас по аутсорсингу (передача части функций другой компании. - Ред.) приходят машины, не укомплектованные вообще ничем, по сути, грузовое такси. А как без оборудования спасать людей? - рассказала «АиФ» Марина Явгильдина, медсестра-анестезиолог реанимационной бригады «скорой» в Уфе. - У частников водители выезжают без формы, они могут забастовать, не выйти на работу. Врачи же «скорой» права на забастовку не имеют. Может случиться так, что част­ник, преследуя свои интересы, не выпустит машины на линии, сорвёт контракт и отделается за это просто штрафом. Но ведь ценой такого разгильдяйства могут быть жизни людей! Экст­ренные службы в такие условия ставить нельзя».

Читайте также: Смерть на оптимизации. Кто виноват в уничтожении российской медицины?

Битва за навар

Впрочем, в самой идее сотрудничества с частными компаниями есть здравое зерно. «При грамотно организованном партнёрстве главврачи могли бы сосредоточиться на лечебном процессе, зарплатах медперсонала, а местные бюджеты - даже сэкономить деньги, - считает Эдуард Гаврилов, руководитель фонда «Здоровье». - И такие примеры есть. Например, в том же Пермском крае за 5 лет сотрудничества с част­ной компанией удалось сэкономить на перевозках «скорой» 120 млн рублей. А вот в Ставрополье стоимость услуг частных перевозчиков оказалась слишком высока, что сделало партнё­ство невыгодным для региона. Случаются и другие проблемы: когда область меняет перевозчика, то предыдущий «дорабатывает» свой контракт спустя рукава. А если частник решит внезапно уйти с рынка (например, в случае банкротства), то регион и вовсе может какое-то время остаться без скорой помощи».

Чтобы новая система заработала в интересах людей, важно прописать в законе чёткую ответственность чиновников за срыв работы «скорой». Они должны гарантировать оказание своевременной экстренной помощи пациентам - своими должностями, зарплатами, репутацией, вплоть до уголовной ответственности. А не оправдывать свой непрофессионализм (а в худшем случае - коррупционные схемы) тем, что всех подвёл недобросовест­ный подрядчик. Пока этого не будет, частники будут грызть­ся за госзаказы, чиновники - получать взятки за передачи выгодного контракта по блату своим, а пациенты - болеть и умирать, так и не дождавшись вовремя врачей.

   
   

Смотрите также: