Учить для галочки. Почему школьное обучение превращается в фикцию?

Андрей Дорофеев / АиФ

Сделаем это вчера

Об этом учителя говорят последние несколько лет. Но ситуация только усугубляется. Хотя существует масса писем федерального министерства, которые запрещают душить учителей документами. Но отчёты растут. «На 99% это местные инициативы. Не отчитаешься - не просто выговор получишь, как при советской власти, а карманом ответишь. Это общая ситуация, когда не до детей», - жалуются педагоги. 

   
   

Владимир Швец: Учитель главный? Незаметно!

Недавно Олег Смолин, 1-й зампред Комитета ГД по образованию, озвучил шокирующие цифры:

«За год общеобразовательные организации готовят до 300 отчётов (по паре в рабочий день), из которых около 80% заполняются непосред­ственно педагогическими работниками. Например, в системе школьного образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 г. проведено 176 различных мониторингов (свыше 11 тыс. показателей). Волосы дыбом не становятся? Это кто-то читает? Скажем, проект атомной бомбы был изложен всего на нескольких страницах».

Читайте также: Учить по шаблону? Литературу в школе скоро тоже реформируют

«У нас сейчас идёт антинаркотический месячник, - делится с «АиФ» Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области. - И мне от всего этого уже самому хочется «уколоться и забыться», как пел Высоцкий. В школе выступали работники полиции и прокуратуры, врачи-наркологи (во время уроков, разумеется), каждый класс рисовал стенгазету... Не успел сдать отчёт о том, что мы провели 34 мероприятия (а месячник ещё не закончился!), как мне уже шлют рекомендацию, что надо ещё усилить работу. Когда с детьми математикой и русским заниматься? Плюс убивает подход: «Давайте это сделаем вчера». Вот приходит по электронной почте письмо в 23.30 - мол, надо срочно пройти вебинар по повышению квалификации, который начался... 1,5 часа назад. И дети отлично понимают: мероприятия проводятся не для них, а для галочки в отчёте. У нас недавно в школе был главный редактор журнала «Литература», известный учитель Сергей Волков, рассказывал ребятам про Заболоцкого, картины показывал. За 5 минут до конца урока спрашивает: «Дети, сколько до конца урока осталось?» А они хором: «Да забудьте, дальше рассказывайте».

Декорации и жизнь

«Проблема в том, что учителям не доверяют ни общество, ни администрация, поэтому столько бесконечных проверок, отсюда и дикая бюрократизация образования,- считает Сергей Кочережко, учитель года-2015, преподаватель истории и обществознания из Самары.  - Несколько лет назад ввели электронные журналы, но при проверках требуют сдавать и бумажные тоже. Государство тратит значительные средства на надзор за деятельностью учителей и директоров. Нужно уходить от старой парадигмы, что воспитывать детей можно общими словами и лозунгами. Если в школе учитель проводит гениальное мероприятие по профилактике табакокурения, а потом ребёнок выходит из школы и видит, что родители или сверстники курят, он прекрасно понимает, что всё это пустые слова».

Учителя издёрганы, всего боятся - как в такой ситуации они могут воспитать свободную творческую личность?