Об этом учителя говорят последние несколько лет. Но ситуация только усугубляется. Хотя существует масса писем федерального министерства, которые запрещают душить учителей документами. Но отчёты растут. «На 99% это местные инициативы. Не отчитаешься - не просто выговор получишь, как при советской власти, а карманом ответишь. Это общая ситуация, когда не до детей», - жалуются педагоги.
Недавно Олег Смолин, 1-й зампред Комитета ГД по образованию, озвучил шокирующие цифры:
«За год общеобразовательные организации готовят до 300 отчётов (по паре в рабочий день), из которых около 80% заполняются непосредственно педагогическими работниками. Например, в системе школьного образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 г. проведено 176 различных мониторингов (свыше 11 тыс. показателей). Волосы дыбом не становятся? Это кто-то читает? Скажем, проект атомной бомбы был изложен всего на нескольких страницах».
«У нас сейчас идёт антинаркотический месячник, - делится с «АиФ» Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области. - И мне от всего этого уже самому хочется «уколоться и забыться», как пел Высоцкий. В школе выступали работники полиции и прокуратуры, врачи-наркологи (во время уроков, разумеется), каждый класс рисовал стенгазету... Не успел сдать отчёт о том, что мы провели 34 мероприятия (а месячник ещё не закончился!), как мне уже шлют рекомендацию, что надо ещё усилить работу. Когда с детьми математикой и русским заниматься? Плюс убивает подход: «Давайте это сделаем вчера». Вот приходит по электронной почте письмо в 23.30 - мол, надо срочно пройти вебинар по повышению квалификации, который начался... 1,5 часа назад. И дети отлично понимают: мероприятия проводятся не для них, а для галочки в отчёте. У нас недавно в школе был главный редактор журнала «Литература», известный учитель Сергей Волков, рассказывал ребятам про Заболоцкого, картины показывал. За 5 минут до конца урока спрашивает: «Дети, сколько до конца урока осталось?» А они хором: «Да забудьте, дальше рассказывайте».
Декорации и жизнь
«Проблема в том, что учителям не доверяют ни общество, ни администрация, поэтому столько бесконечных проверок, отсюда и дикая бюрократизация образования,- считает Сергей Кочережко, учитель года-2015, преподаватель истории и обществознания из Самары. - Несколько лет назад ввели электронные журналы, но при проверках требуют сдавать и бумажные тоже. Государство тратит значительные средства на надзор за деятельностью учителей и директоров. Нужно уходить от старой парадигмы, что воспитывать детей можно общими словами и лозунгами. Если в школе учитель проводит гениальное мероприятие по профилактике табакокурения, а потом ребёнок выходит из школы и видит, что родители или сверстники курят, он прекрасно понимает, что всё это пустые слова».
Учителя издёрганы, всего боятся - как в такой ситуации они могут воспитать свободную творческую личность?