Проверка на знания. Зачем в РУДН ввели новый экзамен для медиков?

Фармацевтическая сфера — одна из сложных в медицине. Специалистам надо знать названия тысяч лекарств, понимать, для чего они применяются, грамотно подбирать замену, если нет препарата, и ещё консультировать людей в аптечном пункте. Естественно, что такая сфера должна постоянно совершенствоваться. Врачи-стоматологи также должны обладать серьёзной квалификацией и иметь качественный набор знаний. И чтобы сделать эти области более конкурентоспособными, качественными и профессиональными, правительством было принято решение ввести дополнительный экзамен «Аккредитация».  О том, что даёт такой экзамен и каковы первые результаты дополнительного тестирования, АиФ.ru рассказал директор медицинского института РУДН, д. м. н., Алексей Абрамов.    
   

АиФ.ru, Анна Шатохина: Алексей Юрьевич, в чём суть такого дополнительного экзамена, как «Аккредитация»? С какой целью он вводился и что показал?

Алексей Абрамов: С 1 января 2016 года вступила в силу статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регламентирующая, что право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Уже в этом году через процедуру первичной аккредитации должны пройти выпускники, обучающиеся по специальностям «Стоматология» и «Фармация», а в 2017 — выпускники, завершающие подготовку по всем специальностям УГС «Здравоохранение».

— Что даёт такой экзамен для отрасли в целом? Повышает ли качество подготовки будущих фармацевтов и врачей?

— В этом году первичную аккредитацию проходят выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. Цель аккредитации — проверить овладение знаниями и практическими навыками выпускников и принять решение о возможности их допуска к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. Для отрасли в целом — это возможность оценить подготовку в соответствии с профессиональным стандартом.

— Позволяет ли такой экзамен отсеивать студентов, которые недостаточно уделяли времени занятиям и вообще довольно несерьёзно относятся к выбранной профессии?

— Считаю, что заканчивать медицинские и фармацевтические вузы должны только студенты, осознанно выбравшие профессию врача или провизора. Не овладевшие учебной программой должны быть отсеяны в период обучения и по результатам сдачи ГИА.

   
   

— Что даёт аккредитация самому студенту как будущему специалисту фармацевтической или стоматологической области?

— К аккредитации допускается не студент, а выпускник, успешно сдавший ГИА и получивший диплом о высшем образовании государственного образца. После успешной сдачи первичной аккредитации выдаётся свидетельство об аккредитации, дающее право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации.

— Что включает в себя такой экзамен — только ли теоретические моменты или практические нюансы тоже? Что для молодого специалиста является основным?

— Первичная аккредитация проводится в три этапа: первый — теоретический — тестирование по специальности. Этот тестовый этап включает в себя 60 вопросов с 4 вариантами ответов, только один из которых правильный. Второй этап оценивает практические навыки (умения) в симуляционных условиях на пяти станциях. Для провизоров это 4 станции в «Виртуальной аптеке» и одна «Станция сердечно-лёгочной реанимации», где специалист должен доказать свои навыки оказания неотложной помощи. На третьем, завершающем этапе выпускнику необходимо решить три кейс-задачи (клинические задачи, перед членами аккредитационной комиссии). К следующему этапу аккредитуемый допускается только после успешного прохождения предыдущего.

— Как поддерживают идею такого дополнительного тестирования контролирующие отрасль организации — Минздрав, представители общественных фарморганизаций и т. д.?

— Аккредитация проводится в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и рекомендациями Методического центра аккредитации при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Общественные фармацевтические организации являются самой заинтересованной стороной в качественном проведении аккредитации, как работодатели, получающие квалифицированных специалистов.

— Если студент не проходит тестирование, может ли он сделать это повторно? Если да, то как и когда? И как это отразится на выдаче ему диплома о высшем образовании?

— Аккредитуемый, не прошедший тестирование, т. е. давший менее 70% правильных ответов, имеет право на две попытки пересдачи после подачи соответствующего заявления и назначения даты пересдачи председателем комиссии. В случае неудачи повторная пересдача возможна только через 11 месяцев. Диплом о высшем образовании выдаётся вне зависимости от результатов аккредитации, по итогам сдачи ГИА.

— Насколько охотно восприняли идею такого варианта проверки знаний сами студенты?

— Прохождение аккредитации является обязательным для всех студентов, желающих осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность на территории РФ. Конечно, первый год проведения аккредитации вызвал много волнений как у студентов, так и у преподавателей. Уверен, что в дальнейшем она станет такой же привычной, как сдача ЕГЭ для школьников.

— Кто разрабатывает программы для данного экзамена? На основе чего берутся задания, например, для ситуационной части? Как быстро студент должен сориентироваться — сколько времени ему даётся на решение поставленных задач?

— Программы тестов и ситуационных задач разрабатывались профессиональными ассоциациями и утверждались Министерством здравоохранения РФ после общественного обсуждения. База тестов была размещена в открытом доступе на официальном сайте Минздрава России. Все выпускники могли пройти репетиционное тестирование.

На тестовый этап — 60 вопросов — аккредитуемому отведено 60 минут, на втором этапе для выполнения каждого задания отводится по 10 минут, на завершающем этапе на подготовку к ответу отводится не более 60 минут, на сами ответы — не более 30 минут.

Смотрите также: