А вот ученики из США, Бразилии, ЮАР, Китая и Индии уже обучаются по программам, разработанным в России. Всего же интерактивным курсом по математике для 1-4-х классов сегодня пользуются 1,5 млн детей во всём мире и 20% школьников в России. Сооснователь и генеральный директор образовательной платформы «Учи.ру» Иван Коломоец рассказал «АиФ», откуда берутся двоечники, чем американский ученик отличается от российского и как компьютеры влияют на успеваемость.
Как попасть к президенту ЮАР?
Юлия Борта, «АиФ»: Иван, всех ли можно обучить той же математике? Или кому-то понимать её просто не дано?
Засилье гаджетов так же плохо, как и их полное отсутствие. Должен быть здоровый баланс между работой на компьютере, с учителем, в группе.
- А стоит ли их так активно внедрять в школе, раз дети дома и так в гаджетах? В США, например, есть школы, где отказались от компьютеров.
- Засилье гаджетов так же плохо, как и их полное отсутствие. Должен быть здоровый баланс между работой на компьютере, с учителем, в группе. Проведено множество исследований как в США, так и в России, которые говорят о том, что правильное применение компьютерных технологий положительно влияет на знания учеников. В частности, дети, использующие нашу платформу, показывают результаты в бумажных тестах на 30-40% выше. Наш опыт работы в США говорит, что отказ от современных гаджетов в обучении - это всё же единичные случаи.
- А что это за опыт работы в США?
- 200 американских школ купили наш сервис по обучению детей математике. Есть пользователи в Индии и Китае. Мы начали сотрудничество с Бразилией.
- Как вам удалось обрести зарубежных пользователей?
- Это оказалось не так сложно. Мы полетели в ЮАР, там узнали, что есть возможность добыть место за столом на «прямой линии» с президентом Джейкобом Зумой. В лотерею выиграли право задать вопрос. Сказали, что мы из России, занимаемся математикой (а русская математика - это знак качества для всего мира), и спросили, как они смотрят на то, что мы могли бы помочь обучать их детей. И нас пригласили для работы. Потом написали письма с предложением сотрудничества в Бразилию, встретились с министром образования штата Сан-Паулу, показали качество нашей платформы. Недавно мы разработали и провели пробную международную олимпиаду по математике для стран БРИКС. Надеемся, что на предстоящем в 2018 году саммите стран БРИКС президенты стран смогут с ней ознакомиться.
Нельзя делать выводы о качестве школьного образования по результатам международных конкурсов. Олимпиады - это «спорт высоких достижений». И они не отображают реальный уровень преподавания предмета в школах.
- Говорят, что наши дети, отучившись 7 классов, могут уже запросто сдать всю программу по математике в американской школе.
- В США школы разные. Если российский ребёнок, учившийся в матклассе, придёт в обычную американскую школу, то будет на голову выше одноклассников. Но если из американского маткласса ребёнок придёт в обычную российскую среднюю школу, то ситуация будет ровно такой же. Американцы сейчас здорово подтянулись в математике. Если 16 лет назад, когда я учился, мы конкурировали на международных олимпиадах по физике и математике с Китаем, то в последние годы США занимают первые места. Хотя до сих пор российская математическая школа остаётся признанной во всём мире как одна из самых сильных.
Спорт высоких достижений
- Тем не менее математические олимпиады в последние годы нас не радуют, золотых медалей нет. А раньше Россия никогда не выходила из тройки лидеров в медальном зачёте. Почему так?
- Нельзя делать выводы о качестве школьного образования по результатам международных конкурсов. Олимпиады - это «спорт высоких достижений». И они не отображают реальный уровень преподавания предмета в школах. Это вопрос качества отбора 20 лучших и их «прокачки». К примеру, в Китае детей на 2 года закрывают в интернате, где они ничем не занимаются, кроме математики. А кто не выдерживает, просто отчисляют. Победы на олимпиаде - это не та цель, ради которой стоит губить детей. У нас человечный подход, основанный на «прокачивании» мозгов, а не вызубривании всех возможных задач. Согласен, результаты выступлений нашей математической команды на международных олимпиадах плачевны (чего не скажешь о физике, химии, информатике, биологии, где мы до сих пор впереди всех). Надо разбираться. Может, не смогли отобрать ребят, может, участники перегорели во время слишком интенсивной подготовки.
Без концептуального знания математики, понимания её основ - чем всегда и славилась российская школа - нам будет очень сложно развивать экономику, конкурировать на международных рынках.
- В школах ввели ещё один предмет - шахматы. Поможет ли это детям лучше осваивать математику?
- Это точно полезно! Не думаю, что это напрямую повлияет на то, какие места мы будем занимать на международных олимпиадах. Но что это может повысить средний уровень знаний, причём не только по математике, - в этом я уверен.
- Почему сейчас все стали уделять такое внимание математическому образованию?
- Мир развивается огромными темпами, всё больше становятся востребованы творческие профессии с уклоном в логику - программирование, управление проектами. И без концептуального знания математики (а не вызубривания правильных ответов!), понимания её основ - чем всегда и славилась российская школа - нам будет очень сложно развивать экономику, конкурировать на международных рынках. Можно даже сказать, что знание математики молодым поколением - это вопрос лидерства страны в мире.
Смотрите также:
- Глава Рособрнадзора: «Оценки нужны не для того, чтобы кого-то наказать» →
- «Мыслить надо метапредметно». Эксперты о будущем школьного образования →
- Директор лучшей школы РФ: «Для сдачи ЕГЭ никакой репетитор не нужен» →