На языке детей. Информационные технологии в московских школах уже привычны

С планшетом, имеющим выход в Интернет, учиться веселее. © / Фото: Валерий Христофоров / АиФ

Беспроводной Интернет, смарт-доска, ноутбуки и планшеты для учителей. Всего полтора года понадобилось столичному образованию, чтобы превратить школы города в цифровые. С сентября 2017 года все они подключены к ресурсу «Московская электронная школа». А значит, уже можно подвести первые итоги использования информационных технологий в образовательных учреждениях столицы.

   
   

Награда за мастерство

Одно из главных преимуществ МЭШ - возможность для учителей делиться с коллегами своими педагогическими наработками. Оригинальные сценарии уроков, материалы к темам и даже целые учебные курсы можно создавать и выкладывать на портале для всеобщего пользования. При этом авторы самых востребованных разработок могут обрести не только славу и признание учительской общественности, но и материальную награду. Правительство Москвы учредило гранты за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа». Если сценарий урока или отдельные элементы к нему используются пользователями больше 500 раз в год, его создатели могут получить вознаграждение от 5 до 100 тысяч рублей (самый большой грант предусматривает 3 тысячи и больше использований электронного сценария урока другими учителями). Всего же городские доплаты за это уже получили 263 столичных учителя. Причём некоторые из них неоднократно. А учитель английского языка школы № 1253 Мария Тюляева стала абсолютным рекордсменом среди создателей обучающих материалов для «Московской электронной школы», получив уже четвёртый грант. Общая сумма выплаченных вознаграждений составила 20,36 млн рублей.

Кстати, для учителей, которые активно используют сценарии на уроках, тоже предусмотрены надбавки к зарплате - 10 тысяч рублей. С января 2018 года её получают все учителя пилотных школ и 5000 самых активных преподавателей из других образовательных организаций.

Урок с изюминкой

Сегодня в «Московской электронной школе» опубликовано в общем доступе больше 20 тысяч сценариев уроков по всем предметам. Какие из них пользуются наибольшим спросом?

«В первую очередь востребованы глубоко содержательные, хорошо проработанные методически электронные уроки, - объясняет директор лицея № 1560 Ирина Жданова. - То есть не та информация, которая доступна всем из учебников, прочих открытых источников, а что-то новое, необычное. Проще говоря, урок с изюминкой. За этим стоит серьёзная глубина учителя - создателя сценария, который в совершенстве владеет предметом. В популярных сценариях есть яркая наглядность. Приводится много примеров в виде картинок, видео, чтобы у ребёнка сформировался образ явления или процесса, который объясняет учитель. Наконец, очень ценится интерактив, когда детям даётся возможность поиграть, посоревноваться между собой, командами, классами. К примеру, задаётся игра - расставить что-то в определённом порядке, отнести к определённым видам, классифицировать и т. д. И если он сделает это правильно и быстро, то переходит на новый, более сложный уровень».

«При этом сами ученики часто выступают рецензентами содержательного наполнения «Московской электронной школы», который создают учителя, - добавляет директор школы № 1468 Илья Бронштейн. - И тем самым ребята влияют на общее содержание материалов и позволяют делать их интересными и востребованными. Ведь педагог создаёт не просто электронный урок сам по себе, а урок, с которым он завтра пойдёт в класс. Как его воспримут дети, во многом зависит от того, насколько учитель смог учесть потребности и интересы ребят».  

Всем возрастам покорна

Как ни странно, самые активные пользователи «Московской электронной школы» не молодые педагоги, а учителя в возрасте 50-60 лет. «Принято считать, что учителям в таком возрасте сложнее осваивать новые технологии, - продолжает Илья Бронштейн. - Ничего подобного! Опытные педагоги ничуть не уступают по результативности, а то и превосходят своих молодых коллег, которые приходят к нам после педвузов. А главное, они понимают, что информационные технологии не могут заменить учителя и являются лишь дополнительным инструментом создания действительно интересного урока».

   
   

«Хороший учитель - тот, который учится всегда, а не только учит, он открыт всему новому, - считает Ирина Жданова. - Тем более что информационные и компьютерные технологии - язык, на котором сегодня говорят дети. А значит, учитель тоже должен им владеть. Потому что тогда он будет детям интересен, у него будет то, чему научится ребёнок. Причём учителя старшего возраста сегодня уже не испытывают никаких проблем в обучении пользованию ресурсом. Раньше, когда этот технический инструмент только входил в школу, конечно, было непривычно. Сегодня это уже обыденность, особенно в Москве, наша каждодневная работа».

Помощник для родителей

К слову, МЭШ заметно облегчает жизнь родителей учеников. Подсчитано, что во время учебного года к ресурсу ежемесячно обращаются более миллиона пользователей. Сейчас уже завершён пилотный проект по применению улучшенной версии общегородских электронных журнала и дневника, к ним подключены все школы.

«Родителям предоставляется много возможностей узнать о достижениях ребёнка, - уверена Ирина Жданова. - Например, за что конкретно выставлена та или иная отметка (контрольная, ответ у доски и т. д.), есть ли у него проблемы с освоением материала, который проходят в данный момент. Если ребёнок по какой-то причине будет отсутствовать в школе, можно выяснить, какие темы окажутся пропущены, и решить, нужно ли позаниматься дома дополнительно. А главное, МЭШ - интерактивная платформа. Можно дома заниматься вместе с классом тем, что дети делают в данный момент на уроке. Всё это позволяет родителями понять, в чём ребёнок достигает успеха, чтобы стимулировать его хорошо учиться и дальше реализовать свои способности. А с другой стороны, помочь разобраться в том, что он недопонял на уроке».

Не заменят ли в перспективе электронные обучающие системы учителей?

«Чтобы ответить на этот вопрос, каждый может спросить себя: «Зачем я привожу в школу ребёнка?» - рассуждает Илья Бронштейн. - Чтобы выучить, что дважды два - четыре, а Земля вращается вокруг Солнца, в школу идти не нужно. Для этого есть YouTube, Википедия, Google, «Алиса» и много других инструментов, которые предоставят нужную информацию. Мы в школу ведём ребёнка за другим - чтобы он научился взаимодействовать с другими людьми, научился придумывать, изобретать, совершать ошибки, исправлять их, совершенствовать себя. И это сегодня ни один робот или искусственный интеллект заменить не может. А информационные технологии только облегчают труд учителя и высвобождают время, которое он раньше тратил на поиск материалов к уроку в Интернете, а теперь может использовать его на общение с ребятами, на проекты, экскурсии, индивидуальную работу, взаимодействие с семьёй. То есть на то, ради чего мы действительно ребёнка в школу и приводим».

«Московская электронная школа» - это:

  • 20 000 сценариев уроков;
  • 400 учебных пособий;
  • 6500 интерактивных образовательных приложений;
  • хрестоматия по истории науки в 11 томах (2500 автор­ских текстов);
  • 181 художественное произведение школьной п­рограммы в электронном виде;
  • 6 лабораторий по физике, планиметрии и стереометрии, алгебре, истории и географии практических работ.

Смотрите также: