В Общественной палате подвели итоги 3-го Всероссийского конкурса «Успешная школа-2018». Золотыми финалистами и обладателями сертификата на 200 тыс. рублей стали пять образовательных учреждений: гимназия № 12 «Гармония» из Липецка, гимназия № 3 из Самары, академическая гимназия №56 из Санкт-Петербурга, Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями из Смоленска, школа № 22 из Перми.
На втором месте ещё пятёрка самых успешных: школа № 18 г. Братска Иркутской области, Сергиево-Посадская гимназия имени И. Б. Ольбинского в Московской области, школа № 755 «Региональный центр аутизма» из Санкт-Петербурга, Физико-технический лицей № 1 г. Саратова, гимназия № 3 г. Грозного.
Третье место поделили: школа № 11 г. Белгорода, школа № 20 г. Серова Свердловской области, школа № 23 г. Казани, естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» г. Ижевска, многопрофильный лицей из Димитровграда Ульяновской области.
Всего же участвовали в конкурсе 3000 школ из 56 регионов.
Какая школа сегодня может считаться успешной? Только ли та, в которой дети получают на ЕГЭ и ОГЭ высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах? Оказывается, образование, которое не учит жить успешно и счастливо, не имеет никакой ценности.
«Мы часто говорим о результатах в школе. Это наши рейтинги, ЕГЭ и ОГЭ. А ведь смысл школьного периода развития ребёнка в другом. Мы можем замерить текущие знания ребёнка. Но успех в целом мы можем оценить только лет через 10 после окончания школы. Только со временем мы сможем увидеть, смогли ли мы сформировать такие качества, как воля, умение объединять других вокруг себя, нравственные ориентиры. Главное в школе — это формирование человеческого в человеке», — отметила заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.
При этом учить, несмотря на массу технических средств и новинок, легче не становится. «Количество вызовов с каждым днем все больше, — считает Л. Духанина. — Мы понимаем, что в чём-то наши дети нас опережают. И не только в прикладных компетенциях в области информационных технологий, в умении действовать в интернете. Они фактически нам начали демонстрировать другие способы образовательно-учебной деятельности. И, пока мы начинаем вводить в школе азы цифровой экономики и только начинаем её осознавать, для молодых людей это уже реальность. И сегодня нам недостаточно говорить о базовых навыках владения информационными технологиями. Мы говорим об изучении всех предметных областей через цифру. Цифра становится матрицей, пронизывающей все содержание образования».
В чём секрет успешной школы?
«Один из главных секретов успешной школы, в отличие только от лучшего учителя как лидера года, — это уникальное искусство мотивирования успешных людей. Уникальное искусство создания в школе главного: атмосферы достоинства, — считает завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, академик РАО Александр Асмолов. — Когда вокруг все как под гипнозом говорят о необходимости быть лидером, это одно. Успешная школа — это школа, которая говорит: „Будь человеком!“ Это главное. А не только лидером. И в этом выигрыш успешной школы, а не в погоне за баллами и оценками».
«Школы разные, их 42 тысячи в России. У каждой свой рецепт успеха, — поделился с «АиФ» главный редактор «Учительской газеты» Пётр Положевец. — Одна школа живет и работает в маленьком селе в далёкой губернии. Другая — столичная гимназия. Разные кадровые и материально-технические возможности. И это, кстати, одна из проблем, которую нам надо сейчас решать, если мы хотим выполнить поручение президента РФ, в котором он сказал, что Россия должна попасть в десятку лучших мировых систем образования. А это те, где созданы равные условия получения образования для всех детей по всей стране. Пример тому — Финляндия: школы в Хельсинки и за Полярным кругом не отличаются. Одинаковые кадры, одинаковая (очень высокая) зарплата, одинаковое материальное обеспечение и архитектура. И, по данным международных исследований, средний балл финских школьников похож на лёгкую волну в штиль: показатели чуть-чуть отличаются. Если смотреть на кривые российских школ в международных сравнительных исследованиях, то они похожи на кардиограмму умирающего: то взлёты, то провалы. И, пока мы не создадим в стране равные возможности для всех независимо от того, где ребёнок живёт, какая у него семья, её доход, мы не попадём в десятку лучших мировых систем. И качество у нас будет невысокое. Что показал наш конкурс? Каждая школа может создать условия для успеха своих ребят. На одном из конкурсов победила школа при колонии для несовершеннолетних в одном из областных городов. Выяснилось, что ребята, которые находились в колонии и параллельно учились в этой школе, на протяжении 5-6 лет после окончания школы не попали снова в тюрьму. Для такой школы это реальный успех. Или вот другая сельская школа. Её выпускники остаются жить и работать в селе, потому что созданы условия для фермерских хозяйств. У них хорошие семьи, они не спиваются, работают на земле и обеспечивают свою семью. Это тоже успех. Мы пытаемся вычленить составляющие успеха. И составить такую карту успешных школ и перечень индикаторов, которые влияют на успешность».
Конкурс проводит «Учительская газета» при поддержке АСИ, а также профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации.
Смотрите также:
- Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают →
- Ставка — от двух тыс. дол. Как работает школьное образование в Сеуле →
- Сплошные троечники? →