Лживый ЕГЭ. Почему экзамены превратились в конкурс жуликов?

Этот год для отечественных образования и науки, наверное, один из самых тяжёлых. Вдруг наверх вылезли самые страшные их язвы: липовые диссертации, академики, не делающие открытий. Наконец этот процесс дошёл до логического конца или начала - до школы. Судя по скандалам с ЕГЭ, и в ближайшем будущем научных открытий нам ждать не стоит. Их просто некому будет делать. Кто «заказал» российскую школу? Как можно усовершенствовать экзамен, раз от него нельзя отказаться совсем? Об этом - корреспонденты и эксперты «АиФ».

   
   

Родители, призывающие своих отпрысков быть честными, в недоумении. Это что ж получается: они втолковывают своим детям, что надо прилежно учиться, вкалывать, чтобы «не быть дворником», а в жизни намного эффективнее иметь нужные связи и уметь приспособиться - например, получить ответы на все задания за сутки до экзамена нечестным путём?

А то, что ответы эти не имел в этом году только ленивый, - факт, признанный самими чиновниками Минобрнауки. Покупали задания оптом. В Москве выпускники скидывались по 2 тыс., в Мособласти - по 1 тыс. Что в такой ситуации делать честному ребёнку, который учился все десять лет? И нет никакой гарантии, что при поступлении его не обойдёт последний двоечник-одноклассник. Однако Рособрнадзор утверждает, что на результаты ЕГЭ глобальная «протечка» не повлияла. Например, по русскому языку средний балл по России вырос только на 2, доля детей с баллами 61-80 - на 4%, высокобалльников - на 3%, а в кавказ­ских республиках, Калмыкии, Ставрополье успеваемость в разы снизилась и стала меньше, чем везде по России. В Липецкой обл., к которой всегда было много претензий, число высокобалльников снизилось в 11 раз - их всего 2. В чём причина? Руководители на местах смекнули, что 100 баллов - это перебор, таких учеников перепроверят и найдут крайних. Потому подход хитрее - снизить «потолок» (80-90 баллов), но не опустить «пол» (не ниже 60). Списывать, но не попадаться.

«Дело в том, что списывали всегда, - считает Тамара Эйдельман, заслуженный учитель РФ, зав­кафедрой истории московской гимназии № 1567. - Огромная часть детей проходит на экзамен с мобильными телефонами, выходит по нескольку раз в туалет, детям помогают учителя... Это было и в прошлом, и в позапрошлом году. Но не было такого шума в СМИ».

Кому же выгодно было раздуть скандал именно в этом году? Рассмотрим интересантов.

1. Противники министра Д. Ливанова

   
   
 

«Нельзя исключить, что это ещё одна большая атака на министер­ство со стороны противников проводимых им реформ», - считает Кирилл Митрофанов, руководитель Центра оценки качества образования ФИРО. Ведь это он копается в фальшивых диссертациях, и ему мстят.

2. Ректоры

Безусловно. Они традиционно выступают против ЕГЭ. Мол, не могут набрать по-настоящему талантливых детей. Но это аргумент для тех, кто ни разу не видел заданий ЕГЭ, скажем, по той же математике. Там в части С, без которой поступить в профильные вузы невозможно, дают задачи уровня вузовского мехмата, которые и не каждый школьный учитель может решить. Плюс для выявления гениев существуют олимпиады. Истинная причина в другом - с введением ЕГЭ рухнула кормушка, когда в вузы принимали по деканским и прочим спискам, зарабатывали на подготовительных курсах и т. д. Вот и пытаются каждый раз напомнить обществу, сколь порочна эта система - ЕГЭ.

Проблема обострилась в этом году ещё и потому, что руководители вузов должны теперь подавать декларации о доходах. И общество возмутилось вопиющими цифрами. Так, например, ректор одного из вузов С.-Петербурга Анатолий Оводенко в 2012 г. заработал 71,5 млн руб.! (Подробнее о том, почему ректоры получают такие деньги, читайте на с. 56.) Куда проще было по-старому, в конвертике...

3. Элита

Власти и деньги предержащие тоже предпочитают по старинке - пропихивать своих деток по блату. Да, скажут многие, и ЕГЭ они могут купить. Но это сложнее, дороже, опаснее, потому что вовлекается целая цепочка людей. Раньше достаточно было найти подходы к вузовскому начальству, одному-двум приплатить, кому-то пообещать покровительство - и чадо пристроено.

4. Обычные родители и дети

Их достало всеобщее враньё. Выкладывание в Интернет - это и есть уравнивание всех в правах. Раз отпрыски блатных родителей могут списывать, так пусть это сделают все. И пусть победит шустрейший...

«Проблемы с ЕГЭ в нашей стране серьёзные, - считает Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ. - Экзамен был организован местными властями из рук вон плохо. Не сработал общественный контроль, мало проку было в телефоне доверия Общественной палаты. Столько лет идёт ЕГЭ, а мы до сих пор не можем обеспечить равенст­во условий сдачи экзамена! Дети и родители включились в какое-то странное соревнование «я обманул и не пойман». Но если мы не можем доверять друг другу, не можем поверить в школьные экзамены, то как мы можем верить в честные выборы, в честность тех, кто получает водительские удостоверения? Это серьёзная болезнь общества. И её надо лечить».

А как у них?

Великобритания. Выпускные экзамены проходят в виде тестов или эссе по 2-3 предметам - тем, которые нужны конкретному вузу. 8 лет назад ученикам дали право пересдавать их до тех пор, пока они не будут довольны итогом (до этого было, как у нас, - одна пересдача). Проведение экзамена контролируют 5 независимых экспертных органов. Заявление о желании обучаться в вузе ученик рассылает за год до выпуска. Для зачисления нужны итоговые баллы по трём профильным предметам. Но, чтобы выбрать лучших, вуз может установить испытание даже по предмету, которого нет в школьной программе.

Бразилия. С 1997 г. в этой стране проводят единый экзамен: тест, который проводят раз в год без права пересдачи (ежегодно организуется конкурс среди государст­венных и частных организаций на разработку материалов теста). Выпускник получает аттестат с оценкой по двухсотбалльной шкале по программе средней школы (т. е. в общем по всем предметам). Но этот тест лишь подводит итоги школьного обучения и практически не важен при поступлении в вуз. Приёмные комиссии учитывают их лишь при предварительном этапе приёма заявлений. Основной вступительный экзамен проводит вуз.

США. Школьник ещё за несколько месяцев до окончания школы отправляет в выбранный вуз своё «портфолио»: сведения о наградах, участии в общественной жизни, о хобби и т. п. Школьный аттестат редко принимают во внимание. Зато ещё во время обучения в школе можно пробовать сдавать национальный стандартизированный экзамен (сколько угодно раз): платный, проводится 7 раз в год. Экзамены двух уровней сложно­сти: «простой», когда сдаются английский и математика, и «сложный» - английский, математика, чтение, естествознание. Его результаты отправляются напрямую в выбранный учеником вуз.

Швеция. Выпуск­ник шведской школы по её окончании получает свидетельство об успеваемости с оценками по всем предметам – их в первую очередь и учитывают при поступлении. Кроме этого, можно сдать платный общенациональный тест - так называемый «тест способностей», который оценивает знания в общем. Его результаты действительны 5 лет. Его можно пересдавать без ограничений. Создан специальный госсайт с информацией о том, как учились выпускники текущего года. Этого теста для поступления недостаточно, вузы проводят и свои экзамены - в виде тестов, собеседований.

Япония. Для получения аттестата ученики сдают зачёты по общешкольным дисциплинам. Но для поступления в вуз нужно пройти независимое тестирование. Его проводят на базе госорганизации, созданной 20 лет назад, когда признали не­эффективность школьных итоговых экзаменов. Кстати, многие вузы при приёме студентов и эти тесты не учитывают, опираясь только на вступительные экзамены. Их должны пройти все выпускники. Содержание этого тестирования учебное заведение определяет само. Но и это не всё: нужно пройти итоговое собеседование, где с абитуриентом обсуждается его вступительная работа.
Суть скандала Как можно было не допустить
Ученики, сдавшие экзамен на Дальнем Востоке, выложили в Интернет фото листов с вопросами. ✔ Готовить индивидуальные задания для разных часовых поясов.

✔ Ввести огромные штрафы за распространение информации школьниками (сейчас штраф – до 5 тыс. руб.).
За несколько дней до экзаменов в Сети появились материалы по этим предметам - данные «воровали» те, кто готовил тесты. ✔  По словам специалистов, возможно отследить, откуда была утечка (от преподавателей, готовивших ЕГЭ, или из типографии). За такой «слив» следует ввести реальное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

 ✔ Перевести экзамен в электронный вид с зашифровкой, а код выдавать непосредственно перед экзаменом. Задача государства - защитить эту информацию от хакерского взлома.
В удалённых населённых пунктах конверты вскрывались до экзамена, задания передавались в школы на простых дисках и распечатывались на обычных принтерах. ✔ Отказаться от пересылки бланков, незащищённых дисков заранее в труднодоступные регионы, а собирать детей из таких посёлков в крупные населённые пункты. Это спорный момент, его можно обсуждать в каждом отдельном случае.
Ученики, получив липовые больничные, сдавали ЕГЭ досрочно на 100 баллов. ✔  Отводов от ЕГЭ быть вообще не должно. Они потеряют актуальность, если разрешить сдавать экзамен несколько раз.

✔ Создать спеццентры по сдаче ЕГЭ, в которых можно будет сдавать некоторые экзамены ещё до окончания школы. К примеру, географию, основная программа которой заканчивается в 10-м классе, можно сдать и раньше. Центры, недобросовестно выставляющие оценки, лишать лицензии.
Ученики беспрепятственно пользовались мобильными телефонами с доступом в Интернет. ✔  Во многих школах только на втором, третьем экзамене поставили «глушилки». Оказалось, это не так дорого, но эффективно.
! Все эти недочёты были предсказуемы - всё-таки эксперименты с введением ЕГЭ в РФ начались

уже более 10 лет назад. Но за годы проведения Единого экзамена организаторы практически

не модернизируют систему его проведения.
Ситуацию специально для «АиФ» детально разобрали Алексей Воронцов, гендиректор Открытого института «Развивающее образование», и Евгений Барановский, главный редактор портала «Завуч.Инфо»

 Читайте также