В России на образование тратится в 3 раза меньше, чем в Бразилии

Стандарты в школу спустили, но как их соблюдать, не объяснили.

Весь прошлый учебный год начальная школа уже жила по новым стандартам. Стандарты в старшей только недавно приняты и будут вводиться в течение нескольких лет. Цели самые благие: научить детей активно мыслить, а не просто воспроизводить изложенное в учебнике, уметь сотрудничать друг с другом, применять в жизни полученные знания, искать источники информации и т. д. Но опыт нашей страны уже не раз доказывал: то, что на бумаге, - это одно, а жизнь другая. Стандарты, призванные улучшить жизнь детей, написаны. Но об их реализации никто не позаботился.

   
   

«…У нас в первом классе из расписания убрали английский и логику, сославшись на то, что дети очень устают. Но оговорились, что эти занятия можно вернуть как кружки за деньги».

«В нашей школе в 4-м классе новый предмет «Основы религии» включили за счёт одного часа русского языка».

«Школы обязали ввести третий урок физкультуры в неделю. Но на новый спортзал денег не дали. Теперь дети во время занятий чуть ли не на головах друг у друга стоят. Зал поделён на четыре части, в каждой занимается класс по 25 человек».

«А нам уже объявили, что факультативы по математике теперь будут платными. Но тут же посоветовали детей на них не записывать: учитель, мол, с них будет иметь копейки, и никакого интереса брать на себя дополнительные часы у него нет. Берите репетиторов - и вам пользы больше, и учитель нормальные деньги получит».

Может, родители чего-то не понимают? Но, видимо, не только они.

 

Фото Валерия Христофорова

Большая загадка

«В случае со стандартами повторяется ситуация, как с известными СанПиНами (напомним: на каждого ученика в классе должно быть не менее 2,5 кв. м, продлёнка возможна только при наличии помещений для сна - отдельных для мальчиков и девочек, школьная территория должна быть озеленена не менее чем наполовину, актовые залы - иметь артистические уборные и т. д. - Ред.): изложены прекрасно, но как школы их будут реализовывать - большая загадка, - говорит Олег СМОЛИН, первый зампред Комитета Госдумы по образованию. - Чтобы реализовать всё написанное в стандарте, нужно оснастить школу мультимедийным оборудованием (стоимость одной только интерактивной доски - от 1 до 3 млн руб. - Ред.), подготовить учителей, закупить учебники и т. д. Однако в бюджете на образование в этом году сохранили уровень прошлого года - 3,8% от ВВП, а по данным Общественной палаты, тратится и того меньше - 3,5%. Это половина от того, что нужно! Тем не менее на последнем заседании Комитета по образованию министр Д. Ливанов уже заявил, что увеличение финансирования хотя бы до 7% пока невозможно. В СССР это было возможно, в Европе возможно, а в России это «популистский проект». В Бразилии, которая считается развивающейся страной, уже приняли решение финансировать образование на 10% от ВВП. К чему это приведёт? Вариантов несколько. Первый: проверяющие органы будут закрывать глаза на то, что многое не соответствует стандартам. Вариант второй: директоров школ будут штрафовать, а те в свою очередь попытаются вытянуть деньги с родителей. Вариант третий: директора будут искать возможность задобрить проверяющих. Но приемлем только один вариант - наращивание финансирования. Стандарты связаны с новым законопроектом (на рассмотрении в ГД) «Об образовании», который предполагает расширение экономиче­ской самостоятельности школ, но и ликвидирует финансовые гарантии бюджета. При самых благоприятных пожеланиях стандарты будут способствовать свёртыванию системы бюджетного образования и нарастанию платности в школах».    
   

Религия вместо русского

Так что теперь, дорогие родители, не удивляйтесь тому, что многие занятия вам предложат за деньги, и тому, что вместо русского или иностранного в 4-м классе ваш ребёнок будет изучать «Основы религиозных культур».

«Помимо учебной программы, рекомендованной сверху, каждой школе даётся один дополнительный час, который она может потратить на то, что считает нужным, - объясняет Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования «Царицыно» № 548 Москвы, народный учитель России. - Большинство тратило на самое трудное - русский язык, где-то математику. Теперь, видимо, вынуждены будут отдать его религии. Кроме основной программы стандарты обязывают школу проводить ещё 10 часов в неделю дополнительных внеурочных занятий. На все 10 денег не дают. Говорят: ищите сами. При этом школы ещё обязали и увеличивать зарплаты учителям. Исхитряются, кто как может. Большинство выходит из положения на основе эксплуатации учительского подвижничества: вы там что-нибудь придумайте, а мы подумаем, нужно ли вам за это заплатить. Но учителя выкрутятся - среди педагогов осталось немало энтузиастов».

Интересно: почему одни придумывают, где-то недодумывают, а выкручиваться должны учителя и родители?