ЕГЭ: О дурацких вопросах, ответы на которые никому не нужны

Вечером, придя наконец домой, мой большой мальчик пристроился у меня под боком на диване (чего не делал с 10 лет) и  начал свой эмоциональный рассказ о том, как все это было.

   
   

Девочка из соседнего класса упала в обморок… Кого-то рвало в туалете… Друга Дэна водили к дежурившему в соседнем классе врачу мерить давление…

- У меня все повылетало из головы. Я полчаса просидел, тупо глядя на эту бумажку, потом начал что-то писать... Потом решил, что не так, – зачеркнул. Опять зачеркнул. Голова ничего не соображает, руки ледяные, внутри все трясется.

Вот так проходят нынешние выпускные экзамены.

Пока вся эта бодяга с ЕГЭ не коснулась моего ребенка, мне было совершенно все равно, что за новые стандарты ввели наши умные деятели от образования. «Наверное, они знают, что делают. Видимо, прежняя система устарела и пора что-то менять», - наивно думала я. Может быть, и пора, но почему новая система вводится с таким пафосом, звериной серьезностью, нагнетанием обстановки?

Самое паршивое  то, что наших детей начинают «накручивать» лет за 5-6 до ЕГЭ. Уже в 5-ом классе им периодически рассказывают о мрачных перспективах, ожидающих тех, кто его не сдаст.  В 9-м учителя переключаются  на родителей и начинают пугать нас. Помню, родительское собрание было целиком посвящено рассказам об ужасах сдачи ЕГЭ: в ход шли страшилки о ПТУ, армии, непременных алкоголизме и наркомании в случае неудачи. Страшнее этого могла быть только лекция о последствии подпольных абортов, сопровождаемая иллюстративным рядом.

В 11-м классе драматизм ситуации доходит до своего апофигея, и уже к новому году наши чада начинают плохо спать. Учителя и директор школы капают на мозги  так, что к концу  мая ребята просто не выдерживают напряжения.

   
   

Зачем? Кому это нужно?

Не могу сказать, что мы не волновались перед экзаменами. Конечно, все волновались! И «медвежья болезнь» могла с кем-то приключиться, и руки были ледяными, и коленки дрожали.

Но это было все совсем не так трагично! Мы приходили в актовый зал родной школы, где нас встречали знакомые учителя. У стен стояли букеты сирени, все было привычным и неагрессивным.  Четырехчасовое сочинение по литературе – вполне достаточная проверка уровня знаний любого человека. Сразу очевидно, хорошо ли выпускник умеет формулировать свои мысли, насколько высок уровень грамотности.

А наши дети вынуждены ехать в чужие школы, где их встречают чужие люди, зачастую ребят обыскивают, кого-то не выпускают в туалет…

Ну зачем все это? Они нормальные люди, а не преступники. Почему бы их изначально не настроить на позитив, вселить в ребят уверенность в себе, в своих силах, в прекрасном будущем наконец, вне зависимости от результата ЕГЭ? Можно даже раздать шоколадки перед экзаменом - пустячок, а приятно!

Я очень надеюсь, что в каких-то школах учителя ведут себя именно так. Что они оценивают ситуацию адекватно и понимают, что эти «великовозрастные» дылды - еще совсем дети, и что им просто банально страшно. Может быть, классу моего сына просто не повезло. Но, глядя на массовую истерию по стране, которая начинается задолго до самого ЕГЭ, на подогревание ажиотажа всеми доступными способами, я сильно в этом сомневаюсь. Учителя - тоже люди, поддающиеся всеобщей панике. К сожалению.

А вопросы в тестах – матерь Божья! «Среди предложений 5–10 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением».  Скажите мне, что изменится от того, найдет мой ребенок пресловутое предложение или нет?  Разве это показатель уровня грамотности человека? При каких жизненных обстоятельствах он столкнется с проблемой поиска осложненных черти чем предложений? Почему от этого должна зависеть его судьба?

К слову, мне не удалось сходу ответить правильно на этот вопрос теста.

Обычно я не вспоминаю с тоской об ушедших временах, не брюзжу о том, что раньше небо было голубее и люди добрее. Я люблю наше суматошное время и чувствую себя в нем как рыба в воде. Но прежних школьных экзаменов мне жаль.  И жаль детей наших, судьба которых зависит вовсе не от таланта и умения построить связный увлекательный рассказ, а от того, угадает ли он правильный вариант ответа на идиотский вопрос.

«Мама, я не доживу до 12-го июня!» - сказал мне мой взрослый сын, прощаясь на ночь. 12 дней какие-то таинственные люди будут проверять результаты ЕГЭ по всей стране, и только после этого нас оповестят об итогах. 12 дней мы все будем жить в нервном напряжении. А впереди – математика.

Удачи тебе, сыночек.  Наплюй на дураков, придумывающих заковыристые вопросы, ответы на которые никому не нужны. В твоей жизни будет очень много других, гораздо более важных вопросов. На которые ты обязательно найдешь правильные ответы.

 

 
Евгения Белановская

Выпускающий редактор интернет-службы



 
 

 

Смотрите также: