Вуз по расчёту. Почему всё больше школьников хотят быть учителями

В учителя идут не от хорошей жизни. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Физик родился

Говорят, 20% людей рождаются потенциальными инженерами. Если любимое занятие ребёнка - разбирать и ломать игрушки или папины часы, пытаясь понять, как там всё устроено, то это он, прирождённый технарь. Видимо, эти цифры близки к истине, если посчитать, сколько 11-классников выбирают физику для сдачи на ЕГЭ. Как раз 20-25%. И их количество растёт год от года. В этом году во многих регионах заметно больше ребят решили сдать историю, химию и биологию. 

   
   

«Мы отследили настрой семей с 2008 г. Выяснилось, что интерес к экономическим, менеджерским и юридическим специальностям падает, - говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. - Хотя всё равно на них нацелено больше половины семей. Нет и особого повышения интереса к техническим специальностям. Зато он есть к педагогическим. На педуниверситеты в основном ориентированы ребята, семьи которых не готовы платить репетиторам за натаскивание на ЕГЭ. Во-первых, сейчас вырос спрос на социальную сферу, на людей, которые владеют современными образовательными технологиями, умеют работать с другими - объяснять, учить. Поэтому педагогические специальности дают людям довольно широкий выбор применения, построения карьеры. Во-вторых, зарплаты в госсфере гарантированы. Плюс в педвузах достаточное число бюджетных мест, а на экономику и прочие гуманитарные специальности оно последовательно снижается».

Какой выбор? 

«Интерес к учительским профессиям часто обусловлен расчётом, - считает Олег Лялякин, учитель истории и обществознания московской школы № 1393. - В некоторых регионах местные власти, чтобы обеспечить приток в школы молодёжи, неплохо доплачивают молодым специалистам. Бывает, закончив педвуз, люди работают в школе, пока действуют эти доплаты, а параллельно осваивают смежную специальность (скажем, учитель иностранного языка - профессию переводчика) и потом уходят в другую отрасль. С детьми работать не сахар. 

Объяснима и стабильная популярность обществознания на ЕГЭ - значительное число детей к окончанию школы не могут ­определиться, кем они хотят быть в жизни. Часто выбирают любой вуз, где не надо знать математику (её и учить, и сдавать сложно). К тому же им кажется, что, имея гуманитарную специальность, они легче найдут работу. Этот стереотип сложился лет 20 назад, когда начались рыночные реформы и стране не хватало людей, в частности, с юридическим образованием. Но это иллюзия!»

В кого государство готово вкладывать деньги?

Направления подготовки, на которые выделено более 1000 бюджетных мест на 2015-2016 гг. (по данным приказа Минобрнауки).  Количество мест
Педагогическое образование (в т. ч. по двум профилям) 4182 
Строительство 3971 
Электроэнергетика и электротехника 2394 
Информатика и вычислительная техника 2369
Агрономия и агроинженерия 2209 
Экономика* 2041
Менеджмент* 2035 
Юриспруденция 1831 
Информационные системы и технологии 1704 
Прикладная математика и информатика 1537
Прикладная информатика 1484
Химическая технология 1360
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов  1319
Техносферная безопасность 1319
Инфокоммуникационные технологии и системы связи 1181
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных  производств 1119
Биология 1100
Технологические машины и оборудование 1079
*Для сравнения: в 2013 г. бюджет  оплачивал обучение 10 311 экономистов и 7986 менеджеров. 

Маразмы из школьных сочинений

Как-то на уроке читали рассказы «Война и мир», «Преступление и наказание». На всех этих произведениях припоминается трава, природа.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой приводит в пример великий и могучий дуб, который уже много веков стоит, много ­видит, а изменить что-либо не может. Он помог Андрею Болконскому понять, что не стоит жить ради войны и уничтожения.

Пьер был светский человек и поэтому всегда мочился духами.

   
   

Смотрите также: