Зураб Церетели: «Грузин и русских объединяют общий крест, общая религия»

   
   

Неистовый ваятель, творения которого то проклинают, то превозносят, по легенде, считается потомком князя Зураба Церетели, содействовавшего присоединению Грузии к России. А чему способствует сам скульптор — особенно сегодня? Он ответил: «Я — человек маленький». А у Российской (!) академии художеств, президентом которой является Зураб Константинович, до сих пор так и не нашлось НИКАКИХ (ни добрых, ни худых) слов по позиции России в конфликте с Грузией. Пришлось уточнить: сам-то он с кем?

 

Пауза в романе

Признайтесь как грузин, живущий в Москве: вы за кого? В столице нашли кров и работу тысячи ваших соотечественников. Помните фразу: «С кем вы, мастера культуры?» С кем ВЫ?

— Я — за искусство! А люди пусть сперва изучат свою историю. Тогда всё станет ясно и без меня. Земля крутится, жизнь как карусель: сегодня так, завтра так. Главное — следить за собой. Как говорится, «в здоровом теле — здоровый дух»...

В России живёт немало авторитетных и влиятельных грузин. Никто не требует от них выступить против своей родины. Но разве не могут они хоть как-то повлиять на Михаила Саакашвили и уже сейчас приложить руку к тому, чтобы Грузия снова стала дружественной к своим соседям, а не превратилась в острие копья для заокеанской военной машины? Даже американский сенатор — и тот нашёл мужество признать очевидную истину. А российские грузины затаились и молчат. Более того, ваш земляк Вахтанг Кикабидзе в интервью «АиФ» заявил, что трещина между грузинами и русскими была всегда, даже когда он был ребёнком. Я вот такого не помню. А вы?

— А что — я?! Вы лучше сходите на Тишинскую площадь в Москве. Там есть иллюстрация соединения Грузии с Россией — мой монумент нашей дружбе… Нас объединяют общий крест и общая религия. Я создал скульптуру с фигурами двух наших патриархов — Алексия Второго и Илии Второго. Узнав об этом, Алексий прилетел со мной в Тбилиси, потом к нам приехал Илия. И там они тоже прониклись дружбой. У нас же все песни — многоголосие! Оба сидели, слушали за одним накрытым столом и даже прослезились... Кто только не жил в Грузии! В Тбилиси есть все церкви — синагога, мечеть, костёл. Разве они мешали друг другу? Грузин мог дать пощёчину грузину, но не представителю другой нации... Так что мы никакие не демоны.

   
   

Ну хорошо, вера нас сближает. А что разъединяет? Политиканы?

— Разъединение временно. Я оптимист, а не паникёр. Даже если ты очень любишь свою жену, всё равно между вами бывает пауза. Иногда нужно и отдохнуть от любви. Ну вот мы и отдыхаем. Завтра снова роман начнётся. Бурный!

Задняя сторона Дзержинского

Ну а теперь — по поводу искусства. Надежды народа на лучшее, говорят, воплощаются в скульптуре. Как это было при соцреализме, мы знаем. А как сейчас?

— Разница есть. Но есть также вещи, которым нельзя научить. У меня лично такая концепция: если у тебя нет слуха, то, как ни старайся, ты не сможешь играть на рояле. Так же и скульптор: если нет знания анатомии, ничего путного не наваяешь. Мне мои домашние и педагоги объясняли: надо создавать искусство для искусства...

А разве не для народа?

— «Всё для народа!» — это был лозунг. А «искусство для искусства» — целая философия. Только тогда произведение станет музейной ценностью. А что — народ? Как ты будешь создавать что-то для ВСЕГО народа, когда у каждого свой вкус, а есть люди, которые вообще культуру не знают?! Наоборот, это народ должен подняться до искусства, тянуться к его вершинам на цыпочках. Чем лучше искусство, тем он счастливее… Поэтому я и призываю: не надо никого сбрасывать с пьедестала! И Ленина, и Сталина, и даже Маркса с Энгельсом.

Так и происходит. Рядом с вашим офисом 30 лет стоит бронзовый Энгельс. Никто его не трогает…

— И ради Бога, пусть дальше так и стоит. А зачем сняли Дзержинского с Лубянки? Это же уникальнейшая работа! Очень сложно создать такую совершенную по форме круглую скульптуру. А у Вучетича получилось. У его памятника очень удачно сделана задняя сторона. Сам Микеланджело, хотя и пытался, не смог изваять такую же у своего Давида и в итоге поставил его спиной к стенке. У каждой эпохи свой неповторимый стиль. А кому именно поставили скульптуру, какая разница? Так же и мои внуки не станут задумываться, кто такие были эти Дзержинский с Энгельсом. Важнее — красиво или нет.

Пусть Буш смотрит в эту дырку!

На постаменты ставят не только шедевры, но и конъюнктурную халтуру в духе времени. Что для вас является тут примером китча и безвкусицы?

— Нет такого примера! Произведение нельзя оценить сразу. Если мне что-то не по-нравилось — это ещё не значит, что скульптура или сооружение плохи. Пример — Эйфелева башня. Уж как её только не кляли современники! А в итоге силуэт башни стал символом не только Парижа, но и всей нации. А статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро? У нас тоже далеко за примером ходить не надо: монумент «Рабочий и колхозница»… Время всё расставит по местам. Быстро судить — значит, наверняка ошибаться. Не надо проклинать прошлое! Тогда и мы красиво уйдём из жизни.

Почему после 11 сентября в США вы стали создавать памятники специально для мест катастроф и терактов?

— Мне людей жалко. Я включаю телевизор, смотрю новости: где стряслась трагедия? Чем я могу помочь? После 11.09 я подарил Америке свою новаторскую «Слезу». Клинтон, выступая на её открытии, сказал: «Пусть Буш смотрит в эту дырку, пока не поумнеет!» (Монумент представляет собой стелу с щелью, а в ней символическая слеза. — Авт.) Недавно я побывал на том месте. Там в чёрных платьях сидят родители погибших и плачут… Теперь хочу установить на Соловках стометровую статую Христа. А на постаменте фамилии репрессированных. Это будет не лично от меня, а как бы от всей России. Только не надо сносить бараки и другие приметы того лагеря. Пусть останутся на память нам и потомкам… Сейчас Сталина сравнивают с Гитлером. Дорогие мои! Зачем ругать старого человека? Мудрость нации — умение не только помнить, но и забывать. Оставим самое плохое истории.

Смотрите также: