Новгородское дело: вердикт окончательный?

Свидетелем происшествия оказался 11-летний мальчик, друг сына соседей, стоявший, по его словам, на лестничной площадке этажом выше. Он рассказал соседям, будто бы видел, как «старшая девочка сбросила младшую». По версии Антонины, произошедшее было несчастным случаем, вот вкратце, суть дела по материалам Википедии.

   
   

Подробности читайте в материале «Жительница Новгорода признана виновной в покушении на убийство дочери».

Начиная с апреля 2007 года, после сообщения мужа Антонины Кирилла Мартынова – философа и журналиста в блоге ЖЖ (kmartynov) чуть не вся страна, СМИ, правозащитники, юристы, общественные деятели, блогеры всех мастей занимаются делом семьи Мартыновых. В списке последних топ-тем Яндекса несколько - о вердикте суда присяжных и самом деле. Если собрать все статьи, посты, комментарии, материалы в СМИ – то количество томов затмило бы самую большую пирамиду в мире - Кецалькоатля в Чолула-де-Ривадабия в Мексике. А начало было простым и лаконичным: «Сегодня мою жену арестовали по обвинению в попытке убийства ее дочери. Обвинение основано на показаниях 11-летнего соседского мальчика – «очевидца». Мотив – «ребенок мешал личной жизни». Ребенок здоров и ждет мать дома. Прошу ставить ссылки на эту запись, я сейчас консультируюсь о возможной кампании в СМИ. Спасибо». В конце апреля — начале мая в сообществе novgorod_delo была организована кампания по моральной поддержке Антонины. В СИЗО в больших количествах отсылались письма и телеграммы, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья…

Думаю, никто сейчас не отважится погрузиться в бездны виртуального пространства, чтобы составить мнение о самом деле и событиях вокруг. Зарегистрированы сайты и сообщества, организован общественный контроль и независимые расследования, состоялись поездки добровольцев и целых делегаций в Новгород, появились видеообращения и программы, передачи, и…. Стоп. Зачем? Для того, чтобы защитить семью Мартыновых от произвола судебной системы России. И вот 24 июля итог: «11 присяжных сочли, что моя жена виновна в этом. 11 присяжных констатировали, что снисхождения мы не заслуживаем. Я увел оттуда Тоню, она не может говорить, у нее пропал голос. Она уснула сейчас. Я сижу рядом... У Алисы в субботу день рождения, вчера мы с Тоней ходили покупать ей подарки. Я хотел защитить свою семью в России по закону. Я очень виноват». Сегодня, 28 июля, в Новгороде состоится обсуждение меры пресечения.

Кто бы мог предположить, что УК РФ, судебная система России, профессионализм экспертов, работа следователей будут проанализированы самым тщательным образом не только необъятной блогосферой, но и, похоже, миллионами граждан. Количество сообщений, в которых сам процесс, возможные мотивы, отношения супругов, детская психология стали предметом необъятных размышлений просто зашкаливает. Одни вновь занимаются составлением «пазлов» фактов, другие клеймят всех подряд, третьи призывают бежать (куда?!) и просить политического убежища (у кого?!). Одни жаждут крови, другие готовы стать под знамена добра и справедливости.

«Меня радует тот факт, что, несмотря на огромное давление, прокуратура и суд всё же довели дело до логического завершения, и что присяжные не поддались на дешёвую пропаганду защитников детоубийцы» (gutnik). «Кирилл, все слова сейчас бесполезны, просто знайте, что масса людей плачет сейчас вместе с вами и обнимает вас всех троих.

И сжимает кулаки от бессилия»(odalizka). «Пока вся страна рыдает по поводу судебного произвола в полицейской России (не в курсе? Погугли на темы «Новгородское дело», «Дело Мартыновых»), мне, конечно, все равно. Чем больше дебилов ноет по блогам об ужасах, тем спокойнее на улице. ЗЫ. Ну, на всякий пожарный, землянку в лесу уже рою, двухстволку купил, на днях обрез из нее сделаю. Вдруг война, а я готов» (_heyz_). «После приговора Щербинскому по всей стране прошли демонстрации автомобилистов под лозунгом «Мы все – Щербинские». Надо организовываться и делать то же самое. Пишите в комьюнити своих городов, у себя, знакомым журналистам. В ближайшие выходные и следующие можно выйти. Мы все – Мартыновы» (nomadmoon). «Суть не в этом. Суть не в том, что именно и как сделала Антонина. Суть не в том, ЗА ЧТО ее наказывают. А в том - ЗАЧЕМ. За-чем? Может мне кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти объяснить: с какой целью надо ТЕПЕРЬ отправлять ее в тюрьму?!» (amonit).

Понятно, что точки в этом деле не будет. Понятно, никто не сможет успокоиться и никто, я подчеркиваю, - никто сейчас в атмосфере массового психоза, - а по-другому и не назовешь ситуацию, не в состоянии сделать никаких однозначных или просто вменяемых заявлений. Не говоря уже о решениях. Сейчас раскаленная донельзя обстановка вокруг этого дела и сам процесс преступили уже все мыслимые пределы. Целеустремленность, настойчивость  следствия, прокуроров настораживают так же, как и страстная защита адвокатами, блогерами, журналистами обвиняемой. Не говоря уже об истерии в СМИ. И сам вердикт присяжных в глазах общества – вердикт всей России. Той самой России, которую на протяжении двух десятилетий безнаказанно грабили, раскатывали по бревнышкам, убивали, уничтожали, унижали. Той самой России, которую уже покинули (и покидают) десятки миллионы людей. Той самой России, недрами, запасами и ресурсами которой управляют… очень ограниченное число ее же граждан. И вот теперь российское правосудие и 22-летняя обвиняемая, на защиту которой встали миллионы. Кто кого? Бред.

Даже Президент Российской Федерации не возьмется сейчас за вынесение каких-либо решений по этому делу. В любом случае, его действия вызовут новую волну массового психоза. Но никак не помогут поставить точку в этом деле. К тому же, для кого-то это точка в деле, а для кого-то – начало нового. «Я не про преступление и наказание. Я не Достоевский. Я про преступление и пресечение. <..>Боюсь, что во ВСЕХ случаях виновности/невиновности Антонины пресекается только одно: детство этого ребенка. В гробу в белых тапочках я видала такую справедливость» (amonit).

Все, что мог бы сделать Дмитрий Медведев, - это просто волевым решением отложить рассмотрение дела хотя бы на год. Называйте это как хотите, но волевым решением прекратить или запретить истерику хоть в блогах, хоть в СМИ. Пригласить независимых экспертов, в том числе, и для анализа общественного мнения по этому делу. Наконец, посоветовать Кириллу вести себя как мужчина - без истерик и криков. Но, боюсь, это всего лишь фантазии, - быть такого не может, чтобы общество (а не правосудие!) прекратило бы на год терзать ежесекундно молодую семью и ребенка. Правосудие-то наше, наверное, можно унять волевым решением «сверху».

Но кто возьмется лечить массовый психоз общества?

*Автор делает еженедельные обзоры блогосферы для сайта AIF.RU

Смотрите также: