Чтобы из одного города России в другой можно было летать напрямую, минуя Москву, с 2014 г. планируется запустить программу развития региональной авиации. Опробовать её решили в Приволжском федеральном округе, и сразу выяснилось: не хватает ни техники, ни пилотов...
Летаем за рубеж
- В 1990 г. в нашей стране было перевезено 140 млн пассажиров, в США - 200 млн. В 2012 г. у нас этот показатель - 74 млн, а в США - 730 млн! До 1990-х 95% от всех полётов составляли перевозки внутри страны, а сегодня - только 45%. И не потому, что россияне стали чаще летать за рубеж, просто региональные перевозки разрушены. Зачастую, чтобы добраться из одного сибирского города в другой, приходится лететь через Москву. 80% всех рейсов выполняются в столицу и из неё.
20 лет назад у нас было 1400 аэродромов, сегодня осталось всего 315. В США, кстати, аэропорты освобождены от налогов, а у нас их обложили по полной. И они в свою очередь выставляют огромные счета авиакомпаниям, ну а те взять могут только с пассажиров. Отсюда и заоблачные цены на билеты. Добавьте к этому махровый монополизм, который окружает наши авиакомпании, в том числе самое дорогое в мире авиатопливо. Сейчас региональным авиакомпаниям выделили компенсации: пассажиры покупают билеты за полцены, остальное поровну оплачивается из регионального и федерального бюджетов. Но этого мало! Нужна программа аэрофикации всей страны. Собственно, такая программа и действовала в России до 1990 г., и благодаря ей мы тогда были почти сопоставимы с США.
Кто за штурвалом?
Другая проблема - авиатехника. Российские авиакомпании резко перешли на самолёты иностранного производства: на них выполняется 95% всех полётов! И этот скачок мы совершили без единого государственного регламентирующего документа. Пилоты переучивались наспех. Результат - трагедия в Перми, где из-за неподготовленности экипажа разбился «боинг» и погибли 82 человека... Мы разрушили производство своих легендарных самолётов (Tу, Ил, Ан, Як), которым аплодировал весь мир. Сейчас уже поздно конкурировать с «боингами» и «эйрбасами», но почему не сделать маленький самолёт для местных линий, который пришёл бы на смену Ан-2? Вместо этого министр транспорта одобряет реанимацию «аннушек» (старые самолёты хотят модернизировать, установив на них новые двигатели. -Ред.). Неужели мы так и останемся на уровне 50-х годов прошлого века?!
О дефиците кадров, который явился следствием отсутствия кадровой политики, особенно командиров воздушных судов, эксперты предупреждали ещё 10 лет назад. До чиновников от транспорта это дошло только сейчас. Собираются нанимать иностранных пилотов. Но скажите мне, с какой радости французский или немецкий лётчик поедет в Россию? Да, уровень зарплат в крупных компаниях у нас с западными странами сравнялся. Но их социальный пакет нам и не снился. К примеру, у них два раза в год пилоту и его семье предоставляется бесплатный перелёт в любую точку мира. Там за пилотом на вылет приезжает машина, наши добираются личным или общественным транспортом и др. Хотя не исключаю, что иностранцы к нам всё-таки потянутся, но те, кто не востребован на родине: профессионально непригодные, наркоманы и пьющие. Такие пилоты нам нужны? Решить эту проблему нам по силам. Россия - единственная страна в мире, которая сохранила государственные лётные учебные заведения. Надо увеличить их финансирование и набор студентов, перепрофилировать по современным требованиям. После 3-4 лет обучения они смогут работать вторыми пилотами, самые достойные позже будут вводиться командирами кораблей. Но делать это нужно срочно.
Смотрите также:
- Смотреть на пробки свысока. Когда воздушный транспорт станет общедоступным →
- На одном крыле. Кто и как учит пилотов не падать →
- Анатолий Костылев: За штурвалом - дилетант? →