Светлана Шмелёва: Три истории

История первая

Есть девочка Алёна. Детдомовская девочка. Однажды она пролила себе кипяток на грудь и поступила в ожоговый центр. В этой клинике присутствует фонд, от которого приходят аниматоры и играют с детьми. Они не делают ничего особенного, просто играют несколько часов в день. Но Алёне этого было настолько достаточно, что после операции, когда она поняла, что дальше последует выписка и, соответственно, детдом - она разодрала руками послеоперационные швы. Чтобы остаться. Ей вновь сделали операцию. И она вновь это сделала с собой. Так продолжалось, пока ей не наложили гипс на руки, разведя их в разные стороны. Она продержалась там полгода.

   
   

Здесь должен был бы последовать какой-то вывод. Но вместо него приведу еще две истории.

История вторая

Одна знакомая семья взяла к себе девочку Катю, оставшуюся без родителей. Кате было десять. Она прожила у них до совершеннолетия, а потом ушла. Этот пример знакомые приводили, как опыт без успеха. У Кати были проблемы в школе, с которыми они так и не справились. У нее все выходило хуже, чем у нареченных сестер, и это было главным нервом и вызывало взаимные переживания. За все время она ни разу не сказала им «мама» и «папа». Об этом опыте старались не говорить, считая, что испортили девочке жизнь, ожесточили ее еще больше. Прошло несколько лет, Катя объявилась в новом качестве, счастливой мамой и любимой женой. Она пришла, чтобы сказать своей семье спасибо. И еще, чтобы показать внука своим родителям и племянницу — сестрам. Сейчас они прекрасно общаются и громко смеются тем школьным двойкам в лицо. Т.е. на самом деле всё получилось. Обычный подростковый конфликт был принят за что-то особенное.

В то же время (я запишу это в ту же историю, потому что она о том же) другая моя знакомая сама была когда то «детдомовцем», и ее также когда-то удочерили. Там были тоже непростые отношения, но они также наладились, когда та стала мамой сама. Т.е. выросла. Затем она усыновила ребенка по примеру своих приемных родителей. И теперь уже она иногда сетует, какой сложный ребенок, ничего не получится, и можно ли победить гены? Начался подростковый возраст.

Но все ли выходят из этого сложного возраста?

И здесь...

   
   

История третья

В детстве я каждое лето проводила в оздоровительном лагере. Он имел одну особенность — один из его отрядов формировался детьми из интерната. Я сразу подружилась со своими ровесниками оттуда, и мы даже изредка переписывались в остальные девять месяцев разлуки. Мне было тогда девять. У нас были общие интересы, но в добавление к ним эти дети были более самостоятельными, обладали некоторыми знаниями из взрослой жизни, что манило и притягивало. Признаться, я им даже иногда завидовала, потому что, казалось - особенно в моменты ссор с родителями — я с радостью бы жила в лагере все время. Шли годы, и к моменту тринадцатилетия я уже общалась с ними с трудом. Потому что знаний о взрослой жизни стало заоблачно много, а язык, на котором они говорили, был схож с тем, что приобретается многолетним стажем в тюрьме. Позднее, по слухам от общих знакомых, мало у кого из них сложилась семья, да и жизнь в целом, именно из-за отсутствия общего языка с людьми, у которых было другое детство. Про язык это вообще тема отдельного разговора, мы редко осознаем, что вся наша жизнь складывается через него, включая т.н. национальные особенности — как, например, русские слова «заодно», «тоска», «авось» и другие, не переводимые ни на один из языков мира.

Таким образом, главное в семье это, собственно, семья. Ее пример. И это главное, что отличает «брошенок».

На этом я бы хотела вернуться к словам Сони Шаталовой, с которых начала. И я с ней согласна, что судьба — это не что-то необъяснимое, а событийное. И если она задается рождением, то лишь в смысле событий его окружающих. Событий, которые создаются нами. А, следовательно, именно мы можем их изменить. В любом возрасте.

К слову, усыновить ребёнка любого возраста и здоровья сейчас довольно просто. По крайней мере, не сложнее, чем выносить и родить.

 

 
Светлана Шмелева, координатор i-класса Московской школы политических исследований

 

 

 

Смотрите также: