Дубовые легенды. Самые древние деревья Москвы

   
   

■ ПОЧЕМУ-ТО почти все московские дубы почтенного возраста принято связывать с именем Петра I. На какой ни укажи, найдётся человек, утверждающий, что царь-плотник чуть ли не жёлудь собственноручно проращивал. Доказать обратное вряд ли выйдет. Исключение составляют разве что дубы в Коломенском - к моменту рождения Петра им уже было лет по 300 как минимум. И с ними связана гораздо более интересная и трагичная история. Сейчас овраг, неподалёку от которого растут дубы, называют Голосовым.

А ещё на картах Москвы XVIII в. он обозначался как Волосов, или Велесов. И не зря. Испокон веков здесь находилось капище языческого бога Велеса - покровителя домашнего скота и богатства. Дубы же составляли священную рощу, которая почиталась москвичами. Формально эти места принадлежали лично московским князьям. И вот во время Симеона Гордого, дяди Дмитрия Донского, случился серьёзный пожар. Кремль выгорел дотла. Митрополит Феогност, считая почитание языческих рощ отвратительным, заставил князя рощу свести, а деревья пустить на строительство нового Кремля. Многие москвичи, жившие тогда в двоеверии, сокрушались, а некая колдунья предсказала великие беды. Порубка рощи тому виной или нет, но вскоре на Русь пришла чёрная смерть, как тогда называли бубонную чуму. И сам князь и его дети умерли. А возраст нынешних коломенских дубов вполне позволяет утверждать, что некогда они были молодой порослью в Велесовой роще. По другим сведениям, эти дубы были посажены чуть позже Дмитрием Донским в ознаменование победы на Куликовом поле.

Как найти: ст. м. «Коломенская», музей-заповедник «Коломенское», план-карта при входе в музей.

НА МОСКОВСКИХ окраинах тоже хватает легендарных деревьев. И среди них снова выделяется дуб. То, что его никто не связывает с Петром Великим, само по себе добавляет достоверности истории. Жители Серебряного бора уверены, что именно под этим трёхсотлетним дубом предпочитал гулять знаменитый тенор Сергей Лемешев. Называют даже точные даты - с 1953 по 1977 г. Наверное, они правы - Лемешев действительно стал часто бывать в Серебряном бору именно с 1953 г., когда полюбил отдыхать на расположенной рядом даче. Сейчас дуб огорожен невысоким заборчиком, рядом разбит скромный скверик со скамеечками.

Как найти: ст. м. «Октябрьское поле» или «Крылатское», троллейбусом до Серебряного Бора, Таманская ул., конечная остановка троллейбусов.

■ ЧТО касается Петра Великого, то он предпочитал заниматься лесопосадками в своей новой столице. В Москве сохранилось всего-навсего одно дерево, которое достоверно связывают с именем царя-реформатора. Оно находится в Ботаническом саду МГУ и является вовсе не дубом, а сибирской лиственницей. В 1706 г. царь решил облагодетельствовать Москву, учредив здесь Аптекарский огород. А в качестве «первого камня» высадил три дерева - ель, пихту и ту самую лиственницу, причём со странной формулировкой: «Сии хвойные деревья посажены Петром для научения граждан в их различии». Почему официальные лица, присутствовавшие при посадке, решили, что москвичи, всю жизнь строившие из дерева, не различают хвойные породы, - бог весть. Тем не менее из трёх деревьев повезло только лиственнице, перенёсшей, кроме всего прочего, ещё и серьёзный удар молнией, после которого часть ствола погибла. Её ровесница, белая ива, также растёт в Ботаническом саду. С ней особых легенд не связано, но почтительного отношения заслуживает и она. В конце концов, это одно из пяти деревьев центральной части Москвы, переживших пожар 1812 г. и сохранившихся до наших дней.

   
   

Как найти: ст. м. «проспект Мира», Ботанический пер., вл. 15.

■ В ЭТУ славную пятёрку входит и вяз на Поварской ул., который можно увидеть во дворе дома № 17/19. Наверное, это единственное дерево Москвы, которое удостоилось индивидуальной охраны в лице постового милиционера. В 1987 г. на вяз был выписан порубочный лист. Но жильцы близлежащих домов встали на его защиту. Депутатом Верховного Совета СССР от Киевского района тогда был Михаил Горбачёв. Судя по всему, он и ходатайствовал о защите вяза перед городскими властями.

Пока «деревянное дело» проходило по инстанциям, жители организовали охрану своими силами. Через несколько месяцев около вяза появился милицейский пост. Местные жители, успевшие прикипеть к своему питомцу, задним числом наделили его соответствующими легендами. Дескать, к вязу приходили и Пушкин, и Лермонтов, и Цветаева. Что ж, такое вполне могло быть, тем более что двое последних действительно в своё время жили неподалёку.

Смотрите также: