«АиФ» решил посмотреть, чем и как встречают приезжих три знаменитых вокзала - Ленинградский, Казанский и Ярославский, «сплетённых» Комсомольской площадью.
Что депутатам бесплатно
Выхожу из вестибюля «Комсомольской» в сторону Ярославского и Ленинградского вокзалов. «Порнушка интересует?» - златозубый человек в кепке уверенно тащит меня в какие-то страшно пахнущие джунгли из клетчатых сумок, мохнатых тапочек и кальянов. Жуткий притон, в котором каждый продавец мог бы играть в фильме Тарантино, называется «Товары в дорогу»! Чемодан - 4 тысячи рублей, сумка - от 200 рублей, зловещие ножи с кровостоками отдают за 3 тысячи… Кто-то пьёт водку, кто-то смеётся типичным «амстердамским» наркосмехом, кто-то приценивается к пиратской эротике, сладострастно цыкая вставными зубами. Зато в помещении касс Ленинградского вокзала светло и спокойно. Спокойно настолько, что не работает ни один аппарат по продаже электронных билетов на пригородные поезда. Более того, напротив неживого электронного чуда стоит ещё одно компьютерное приспособление, предназначенное для «приёма жалоб и обращений граждан по обслуживанию электричек Московско-Тверского направления». Несмотря на призывы «УВЕРЕННЫМ однократным движением прикоснуться к экрану», супераппарат так же неподвижен. Зато подвижны десятки гастарбайтеров на выходе - причём настолько, что пройти с чемоданом мимо них практически невозможно.
Собственно, на самом Ленинградском вокзале цивилизованно и прохладно, как будто чувствуется дыхание Северной столицы. Главная достопримечательность - туалет, куда стоит зайти на экскурсию, даже если вы не переминаетесь в нетерпении с ноги на ногу. Вход - 20 рублей, биде - 50 рублей, душ - 200 рублей. Депутатам Госдумы, членам Совета Федерации и судьям Конституционного суда - БЕСПЛАТНО (плюс Героям Советского Союза, детям-инвалидам, блокадникам и др.). Не верю, что слуги народа вот прямо-таки берут и садятся на унитаз рядом с простыми отъезжающими, но забота о них трогает и умиляет. Изнутри туалет просторен и зловещ: пахнет демократией, над умывальниками строгие предупреждения: «Обувь и головы не мыть, вещи не стирать». Зато нарядным розовым пятном бросается в глаза новинка - аппарат для выпрямления волос: 2 минуты - 50 рублей. Кому он нужен? Судье Конституционного суда, бесплатно оправившемуся, - локоны парика подкрутить? Скорее наверх, в сторону Казанского.
Где зимуют московские мухи
Страшнее подземного перехода от Ленинградского вокзала к Казанскому, мне кажется, нет в Москве: тусклый свет, оборванные провода, лужи и лохмотья штукатурки. Такое я видела в самые тяжёлые годы в Тбилиси. Но чтобы в центре Москвы? Ещё одно удивление: под табличкой «М» и «Ж» на Казанском вокзале вывешено неожиданное объявление: «Для подтверждения права бесплатного пользования туалетом по оформленным электронным билетам на сайте РЖД на поезда дальнего следования необходимо оформить специальный документ на бланке установленной формы!»
Само здание Казанского вокзала поражает воображение изысканными люстрами, величественными колоннами и… россыпью зловонных кафе и буфетов - золочёные ниши утыканы ими, как красивое лицо прыщами. Жареные, кажется, в прошлом столетии, куры, чёрно-бурые беляши, сосиски в железобетонном тесте - всё это не только отвратительно выглядит, но и соответственно пахнет. Полцыплёнка за 115 рублей, пицца за 75 рублей, пакетик картофеля фри за 50 рублей - вроде и недорого, но и… несъедобно же! Ещё теперь я знаю, где зимуют московские мухи, - в привокзальных кафе и буфетах, их тут стаи! Возле каждой тошниловки прибита строгая табличка: «Занимать столики разрешается только посетителям кафе», так что людей со своей бутылкой воды или печеньем грубо сгоняют… всё теми же несгибающимися сосисками! От чебуречно-окорочкового чада мне становится так плохо, что я иду на поиски медпункта. Бравые милиционеры отправляют меня строго в противоположную сторону, после получаса кружения я перебираюсь на Ярославский вокзал.
С максимальным дискомфортом
Медпункт легко и безболезненно находится там, под надписью «Аптеки в здании нет». Прошу измерить давление, и - вот чудо! - это делают приветливо и бесплатно, попросив разве что предъявить паспорт. Внутри - ну очень бедно, зато врачи и медсёстры удивительно позитивные. Даже предлагают полежать на кушетке, вокруг которой развешаны плакаты о борьбе со свиным гриппом. Совет номер один для тех, кто ощутил «свиные симптомы», - отложить поездку… Полежав на бесплатной кушетке, пытаюсь прилечь на платную - в залах повышенной комфортности. На Ярославском вокзале час на мягких креслах с телевизором стоит 120 рублей, на Ленинградском - 180, одна беда: «укладываться на предметы мебели строго запрещено». А полежать в обычных залах ожидания вряд ли удастся - и на Казанском, и на Ярославском, и на Ленинградском вокзалах они переполнены. Убрали бы лучше из залов игровые автоматы и пару десятков чебуречных - нашлось бы место для дополнительных кресел и сидений. Настелили бы вместо неудобных «рельсов» на лестницах переходов скаты, как в аэропортах, - пассажиры могли бы с комфортом тянуть свои чемоданы и не проклинали бы «жадную Первопрестольную». Или наши вокзалы специально оборудованы с максимальным дискомфортом, чтобы гости города сразу настраивались на «борьбу за выживание»?
Смотрите также:
- В магазин за парфюмом: как правильно выбрать духи →
- Елена Семенова: Улыбка как ловушка →
- «Up&Down»: чаевые всегда с тобой →