Чичваркин помирит Россию с Англией

Королевская прокурорская служба Великобритании считает, что возбуждённое в России дело против бизнесмена Евгения Чичваркина не имеет политической или экономической подоплеки. Это резко снижает шансы бывшего владельца «Евросети» завтра, 1 декабря, выйти из зала суда без сопровождения местных констеблей. Как бы ни были горды британцы, они вполне могут пожертвовать Чичваркиным в обмен на улучшение отношений с Россией. В конце концов, что им «Евросеть»?

   
   

Напомним, 1 декабря Магистратский суд Вестминстера рассмотрит вопрос об экстрадиции бизнесмена в Россию. Генпрокуратура РФ ещё в сентябре направила в Великобританию запрос о выдаче Чичваркина, тогда же он был объявлен в розыск по линии Интерпола. Розыск, впрочем, продолжался недолго: Чичваркин ни от кого не прятался, позволил себя задержать, а потом вышел под залог.

В родной стране 35-летнему Евгению Чичваркину предъявлены обвинения в организации похищения человека (позднее переквалифицировано в пособничество) и вымогательстве. История действительно была грязной. Экспедитор «Евросети» Андрей Власкин в 2003 году был уличён службой собственной безопасности компании в систематических кражах крупных партий телефонов. Против Власкина было возбуждено уголовное дело, но из-за бездействия милиции (по версии Чичваркина) службам «Евросети» пришлось самостоятельно уговорить экс-экспедитора вернуть порядка 20 млн руб. (из похищенных $1 млн). Через несколько лет после описанных событий, 1 сентября 2008 года бывший экспедитор подал в правоохранительные органы заявление, в котором утверждал, что «евросетевики» его похищали и вымогали деньги. Сеть салонов «Евросеть» к тому времени находилась под пристальным вниманием ОБЭП, и новое дело пришлось как нельзя более кстати.

Хотя Чичваркин к тому моменту уже продал компанию Александру Мамуту (тот позже переуступил актив «Вымпелкому»), он оставался генеральным директором и председателем совета директоров. Но «дело Власкина» вынудило его уйти с этих постов. Почувствовав опасность, Евгений Александрович неожиданно занялся политикой, вошёл в руководящий состав партии «Правое дело» – по мнению многих, начал срочно сколачивать политический капитал на случай бегства из страны. Правда, политическая карьера бизнесмена оказалась быстротечной: уже в декабре он покинул Россию, а «Правое дело» быстренько открестилось от нежданного попутчика.

Таким образом, особых шансов на то, что преследование бизнесмена признают политическим, не было. Так что никакого чуда не случилось. Теперь Чичваркин сможет остаться в Британии только при условии, что докажет: в России ему угрожают пытки или, как минимум, предвзятое разбирательство. Но это будет сложно сделать, учитывая, что даже сам бизнесмен признаёт факт вымогательства, правда в уклончивых выражениях: «Единственное, что там не по закону было сделано: дом надо было через судебные органы отбирать, а не напрямую. Здесь формальное нарушение закона и самоуправство. То, что нам можно вменить, и то, с чем наши адвокаты согласны. Но оно было от бездействия ментов. Представьте, человек наворовал почти на миллион долларов товара, и только 20 млн рублей доказано, он дважды покушался на жизнь нашего сотрудника, в чем он признался. Вот вы бы поймали в своей квартире вора, который уже набил карманы вашими вещами, и что, никакого сопротивления не оказали бы? А мы от нашей избыточной гуманности вот так пострадали».

Избыточная гуманность, описанная в Уголовном кодексе РФ как вымогательство (совершённое организованной группой, в особо крупном размере, ст. 163, ч.3, пп. а, б, даёт от 7 до 15 лет), едва ли придётся по нраву британцам. Чичваркин говорит, что если бы он «захотел вернуться в Россию, то, возможно, пошел бы на это», но тогда у него «вместо совести была бы большая задница». Великобритания может сохранить совесть бизнесмена в её первозданном виде, депортировав Евгения Александровича принудительно.

* * *

   
   

Кстати, по дому Чичваркин всё-таки скучает, по маленьким радостям обеспеченной русской жизни: «Здесь нет рыбы, которую я люблю коптить. Севрюжки нет холодного копчения. Такой всякой рыбки не хватает», – признался он «Интерфаксу». Зато в Британии до сих пор есть грибы. Баньку собственную беглец выстроил. В общем, делает себе в Англии маленькую Россию. Которую очень скоро может разрушить Россия большая, настоящая, неумолимая.

Ранее по теме:

Чичваркин: изображая жертву

Пропавший Чичваркин объявлен в федеральный розыск

Евгений Чичваркин надеется на помощь государства