И такое впечатление, что дорог становится меньше, а дураков всё больше. Причём по приросту дураков лидирует начальство.
Очередной приступ глупости случился с милицейским начальством в Новороссийске после того, как майор Алексей Дымовский обратился с интернет-посланием к Владимиру Путину. Вместо того чтобы спокойно разобраться в ситуации, начальство заняло круговую оборону. А майора стали обвинять во всех смертных грехах: в порочащих связях с правозащитниками, в том, что им манипулирует заграница, что он бездельник, психопат и врунишка. В ближайшие дни, если не вмешается гарант конституции или премьер, его, возможно, обвинят в каннибализме, педофилии, в наркомании, в надругательстве над школьной учительницей и в покупке диплома об окончании детского сада.
Но согласитесь: история с майором банальна по своей сути. К «картине маслом» о положении дел в системе МВД майор ничего нового не добавил. Его «вина» — что он громко крикнул о том, что знали все, и попытался донести свою майорскую правду до уха В. Путина. Но ведь и В. Путин, и Д. Медведев, достучись до их дверей майор Дымовский, не услышали бы от него ничего нового. Разве сам главный милиционер Р. Нургалиев не говорит с открытых трибун то же самое? Так что же произошло? Почему «выходка» Дымовского приобрела такой общественный резонанс, так всколыхнула страну?
Причина в том, что в нарастании недовольства состоянием дел в стране происходят качественные сдвиги. Привычная критика просчётов власти, которая звучит на протяжении последних нескольких лет, и реакция властей на эту критику не устраивают общество. Изъяны политической и экономической системы не преодолеваются. Они консервируются и нарастают под флагом стабильности.
Недостатки эти общеизвестны. На них недавно указал и президент в своей нашумевшей статье «Россия, вперёд!». Зашкаливает уровень бюрократизации экономической, политической и бытовой жизни. Средний и малый бизнес, несмотря на многократные обещания, не получает реальной поддержки, его доля в экономике не растёт. Борьба с коррупцией несопоставима с её опасностью. Ветви коррупции уходят высоко в московское и российское небо. По словам главы Следственного комитета Генпрокуратуры А. Бастрыкина, «там такие „крыши“ всплывают, что мама не горюй». После прозвучавшего на всю страну вопроса В. Путина «где посадки?» за решёткой оказалось более 1000 чиновников и «силовиков». Но общий уровень коррупции не снижается.
Кризис обострил родовые пороки российского младокапитализма. Стало очевидным, что система обеспечивает прежде всего интересы олигархата. И неслучайно в ходе антикризисных мер мешки с деньгами оказались в ячейках банкиров и на счетах крупных корпораций. Банки как уводили деньги за границу, так и уводят. Нарастает рэкетирство. Неблагополучно в армии. По словам замначальника Генштаба В. Смирнова, в ходе призыва юноши массово покидают родительские дома, чтобы не попасть под кулаки дедовщины.
Чем пахнет власть?
В МВД планируют создать «банк запахов» и на его основе выявлять преступников. А какой запах у олигархо-чиновничьего капитализма? Есть ли у общества измерительный инструмент? Или мы вынуждены прибегать к народному способу измерения, называемому в просторечии «говномером».
Поступок майора Дымовского оказался той самой гирей, которая замерила «уровень говна». И не только в системе МВД. Широкий резонанс этого «дела» свидетельствует о том, что общество устало от льющегося с телеэкранов «всенародного одобрямс» и будет всё чаще посылать наверх неудобные вопросы.
Как и во времена горбачёвской перестройки, на устах снова знаменитый крик из песни Цоя «хотим перемен!». «Хотим перемен!» — звучит не только в общественных дискуссиях, в газетных статьях, в Интернете, всё чаще на площадях. «Хотим перемен!» — неожиданно громко прозвучало и в недавней статье Д. Медведева «Россия, вперёд!», и ещё отчётливее в только что зачитанном президентском послании Федеральному собранию.
Диагноз президента
Эти настроения пока носят мирный характер. Выступления отдельных маргинальных групп левого или правого толка поддержкой населения не пользуются. А это значит, что у людей ещё есть запас доверия к лидерам. Но их подташнивает от жирных партийных загривков, от прикормленных «политвещателей», от ежедневных телевизионных «явлений начальства народу», от обещаний доступных квартир, хороших дорог, дешёвых лекарств, будущего без коррупции и воровства.
В стране возникла парадоксальная (по сути нелепейшая) ситуация: население одобряет действия президента и премьера, но при этом быстро нарастает количество людей, считающих, что «дела идут в неправильном направлении». Да, население верит: Медведев и Путин стараются. Но усердия двух людей для такой большой страны, как Россия, мало. Свечи, зажигаемые в Кремле и в Белом доме, освещают ограниченное пространство вокруг Москвы. Привычные формулы управления — «президент подписал указ», «премьер отдал распоряжение», «министры взяли под личный контроль» — не работают. Это значит, что «сцепления» между мотором и ведущими колёсами нет. «России нужно движение вперёд, этого движения пока нет, топчемся на месте». Это диагноз не диссидентов. Это диагноз президента.
* * *
В знаменитой чеховской пьесе «Три сестры» как заклинание звучит фраза: «В Москву! В Москву!» Людям, прозябавшим в российской провинции, казалось, что попасть в столицу и вырваться из отупляющей обыденности провинциальной жизни — это и есть счастье. Сегодня представления о русском счастье, увы, поменялись. Опросы социологов показывают, что люди активные и образованные стремятся не в Москву, а хотят дать дёру из России. На постоянное жительство за границу хотели бы уехать 13% россиян. Хуже того: 35% родителей хотели бы, чтобы их дети учились и работали за границей. Но ведь это же приговор!
Пора под душ. Нужна большая помывка. И политикам, и властителям дум, и самой системе. Как говорит народный любимец Уго Чавес: «Три минуты под душем — и ты уже не воняешь!»
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: У корыта с чёрной икрой. Что стоит за «бунтом» элиты? →
- Вячеслав Костиков: Требуется Чапаев →
- Что не так, ребята? →