Игорь Тулянцев: сценарии молдавского протеста пишут на Западе

Молдавский политик Игорь Тулянцев. © / АиФ

О ситуации, сложившейся сегодня на политической арене Молдавии, «размораживании» конфликта в Приднестровье и крахе экономики после подписания соглашения с ЕС в интервью АиФ.ru рассказал председатель общественного совета «За Родину!» и общественного движения «Родина — Евразийский Союз», основатель молдавской политической партии «Патрия» Игорь Тулянцев.

   
   

Екатерина Ларинина, АиФ.ru: Для начала хотелось бы прояснить, что такое общественный совет «За Родину!», чем он занимается? Как он соотносится с общественной организацией «Родина — Евразийский союз»?

Игорь Тулянцев: Общественное движение «Родина — Евразийский союз» было создано в 2011 году по инициативе ряда общественных деятелей республики Молдова. Основной целью организации является укрепление экономических, политических, культурных связей наших народов, проживающих на всём постсоветском пространстве. Нас всех объединяет общее прошлое, наши общие победы, надеюсь, у нас будет и общее будущее. В Молдавии курс евразийской интеграции поддерживают более 60% населения страны. 

В 2013 году по инициативе движения «Родина — Евразийский союз» был создан общественный совет «За Родину!», который объединил более 70 ведущих организации республики. Эта площадка создана для принятия единых решений, а также для консолидации всех здоровых сил Молдавии. 

— Вы сказали, что более 60% населения поддерживают именно евразийскую интеграцию. Почему сейчас, когда идут протесты в Кишинёве, таких лозунгов нет? Люди, которые поддерживают евроинтеграцию, выступают против власти, которая также поддерживает евроинтеграцию. А где эти 60% населения, которые выступают за вступление в Евразийский союз?

— Парадокс этой ситуации заключается в том, что митинги платформы «DA», направленные против Альянса за Европейскую интеграцию, находящегося сейчас у власти, проходят под флагами ЕС. Все преступления, о которых сегодня заявляют митингующие, совершались именно под флагом Европейского союза: коррупционные скандалы, в том числе и украденный миллиард, закрытие учебных заведений, расправа над СМИ и многое другое. Начиная с 2009 года было реализовано множество программ по линии ЕС для «поддержки нынешней власти», хотя наверняка европейцы искренне хотели помочь молдавскому народу, а не ожиревшим, самодовольным котам, сидящим в роскошных кабинетах. Именно поэтому степень доверия населения республики к европейскому курсу с 55% снизилась до 25%. И Западу сегодня не нужны чинуши, которые за деньги ЕС дискредитируют сам ЕС. Мы можем смело, точно и однозначно говорить о том, что акция протеста платформы «DA» проходит с одобрения коллективного Запада. 

Но что она даст гражданам страны? Ничего! Так как Вашингтонский Обком совместно с Брюсселем стремится сменить шило на мыло: одних подонков на других. Чтобы было понятно: это если бы в условиях Украины Порошенко хотели бы сменить на Коломойского. Недоверие населения нынешней власти составляет 90%. И нет сомнений, что организаторы антиправительственного митинга, лидеры так называемой платформы «DA» под чутким взором «западных консультантов» использовали недовольство граждан для того, чтобы попытаться взять весь процесс под контроль. И, естественно, для того, чтобы многонациональный молдавский народ не вышел «свергать режим» под другими флагами, именно поэтому европейцы легитимизировали эту акцию под флагами ЕС. Но, несмотря на это, нескольким «левым» политформированиям удалось создать альтернативу затянувшемуся и сдыхающему протесту «правых». Многотысячный марш по центральным улицам Кишинёва закончился у Молдавского парламента, где за несколько дней до этого был разбит «городок Победы». Фактически левые перехватили инициативу оставшейся без поддержки населения Платформы «DA». 

   
   

— Ваши сторонники принимают участие в сегодняшних протестах?

— В акции платформы «DA», конечно же, нет. Зачем нашим сторонникам выходить под европейскими и румынскими флагами? А в так называемых «левых» акциях, даже не сомневайтесь, было много наших сторонников, а точнее сказать, это все участники митинга протеста, вне зависимости от своего политического окраса. Из членов нашей организации или Совета мы никого не ограничивали в «походе на Кишинёв». 

— Вы сказали, что европейцы организовали протест для того, чтобы люди не вышли под другими флагами. Под какими?

— Я бы сказал, не европейцы, а коллективный Запад (ЕС и США). И не организовал, а легитимизировал. Флаги — это такое фигуральное выражение. У наших западных партнёров паническая боязнь всего провосточного, проевразийского, если хотите, пророссийского. К сожалению, это всё похоже на какие-то комплексы, от которых необходимо избавляться. Ведь, как показала практика, только левые в Молдове способны консолидировать многонациональное молдавское общество, разделённое геополитическими взглядами. И здесь речь идёт о том, что акция будет проходить без контроля Запада. В принципе, уже «городок» платформы «DA» никому неинтересен, так как внимание населения переключилось на активизацию левых сил и организацию своего антиправительственного протеста. 

— Зачем тогда было подписано соглашение об ассоциации с ЕС?

— Прежде всего, сам Европейский Союз был крайне заинтересован в подписании Соглашения об ассоциациированом членстве Молдовы в ЕС и зоне свободной торговли. Интерес Молдовы в этом соглашении никак не учитывается. Фактически, подписав это соглашение, Молдавия стала экономической колонией Запада. Сама ассоциация была подписана практически в одностороннем порядке. Для Европейских товаров молдавский рынок открыт без каких-либо ограничений, в то же самое время отечественные производители не могут похвастаться таким доброжелательным отношением со стороны наших европейских партнёров. На самом деле, молдавских экономических агентов загнали в жёсткие рамки лимитированных квот. Реально политическое руководство Молдовы пошло на Соглашение в ущерб своему собственному народу и экономическому суверенитету страны. Поэтому сегодня можно с уверенностью говорить о том, что молдавская власть и молдавское общество живут в совершенно разных измерениях. Несмотря на всё это, насколько я знаю, РФ понемногу открывает рынок для молдавских товаров, на которые были введены временные ограничения как раз в результате подписания Молдовой этого злосчастного соглашения. Будем надеяться, что всё наладится и молдавские экономические агенты выйдут из этого ступора, а национальное хозяйство получит новый глоток свежего воздуха.

— Когда начинался Майдан в Киеве, люди тоже шли с лозунгами против олигархической власти. К чему это привело, мы знаем, поменяли шило на мыло опять-таки. Но кончилось всё вооружённым государственным переворотом. Возможен ли в Молдове такой же сценарий?

— События в Молдавии никак нельзя сравнивать с украинскими. Акции протеста у нас продолжаются с 2009 года, фактически сразу, как пришла эта антинародная, олигархическая власть. Просто сегодня все эти массовые недовольства граждан вылились во всеобщий протест, и внешние партнёры на этот раз отказались защищать молдавскую власть, так как её антирейтинг уже зашкаливает. Да и поставленную перед ними задачу они выполнили, поэтому их можно попытаться сменить на таких же, но более «чистых» из «городка» платформы «ДА». Всё это было в планах до протеста «левых» партий. Сейчас, конечно, сложно что-либо прогнозировать, тем более в молдавских реалиях, но если организаторы «городка Победы» сделают всё правильно, то они, на мой взгляд, добьются досрочных парламентских выборов. А вот тут-то всё только начинается, и уже сегодня нужно понимать, как двигаться дальше и что делать, чтобы привести молдавский народ к долгожданной Победе. 

— Если эти сценарии вдруг повторят события 2013–2014 в Киеве, люди смогут вовремя среагировать и не повторять чужих ошибок?

— События, а вернее сказать, трагические события, произошедшие на Украине, затронули многих граждан нашей страны. Так как родственные узы, оставленные в наследство нам ещё со времён СССР, не разорвёшь никакими фломастерными границами. И практически у каждой семьи в Молдавии есть либо родственники, либо друзья или хорошие знакомые на Украине. И каждый на реальном и конкретном примере увидел, к чему привёл так называемый «Майдан». Я верю не просто в мудрость многонационального молдавского народа, я убеждён, что наши граждане сделают всё возможное, чтобы не допустить самых худших сценариев развития событий. Если, не дай Бог, начнётся заваруха, то всё это закончится трагически для молдавской государственности. И здесь это понимает каждый. 

— Чем всё должно закончиться?

— Смотря для кого. Для олигархов, обворовавших молдавский народ и государство, естественно, всё должно закончиться плачевно. В лучшем случае — лет 25 без права переписки с конфискацией имущества. И в этом случае для молдавского народа всё только начинается. Впереди много работы. Мы должны вернуть страну народу! Нам надо построить государство, где будет место для каждого гражданина нашей многонациональной Родины. Мы просто обязаны начать создавать смыслы и решать проблемы наших граждан и нашего государства. В энергетической сфере, в области образования, решить демографический кризис и многие другие накопившиеся трудности. 

— Что за гражданская платформа «DA»? Она появилась относительно недавно и встала у руля протеста с самого начала.

— В основном это экспертное сообщество и общественные деятели, большинство из которых, по странному стечению обстоятельств, выиграли гранты различных европейских структур и посольства США. Платформа «DA» неоднократно заявляла, что лидеров «левых» и не проевропейских взглядов они у себя на акции не ждут. Я не сомневаюсь, что если бы я приехал на их митинг и захотел там выступить, мне бы просто не дали этого сделать. 

— Чем закончилась история со снятием с выборов партии «Патрия» в конце 2014 года?

— История продолжается. Мы судимся и будем бороться до полной победы. 

— Почему, по-вашему, «Патрию» сняли с предвыборной гонки?

— Партию сняли с выборов за 2 дня до голосования с рейтингом в 17% для того, чтобы мы не сломали конструкцию, схематично прописанную в высоких кабинетах далеко за пределами Молдовы. Если бы «Патрия» вошла в парламент, то была бы создана совершенно другая правящая коалиция, не Альянс за европейскую интеграцию точно. И борьба с олигархами давно бы закончилась победой молдавского народа. 

— Всё чаще появляются новости о совместных учениях армии Молдовы и НАТО и о том, что Румыния принимает в них активное участие. Говорит ли это о сближении страны с альянсом?

— Нужно понимать, что молдавский военный контингент участвовал в учениях НАТО и в Ливии, и на Украине, а натовские войска свободно проводят свои учения у нас в стране. Эта практика наблюдается давно, и сегодня многие эксперты высказывают опасение интеграции Молдовы с НАТО. Именно опасение, так как с молдавским суверенитетом после такой дружбы можно будет попрощаться. Вы знаете, у нас даже министром обороны назначали ветеринарного врача для того, чтобы антигосударственные решения принимались быстрее. И в отличие от военного министра, который вспоминает о присяге Родине, врач-ветеринар, а тем более Шалару вряд ли вообще понимает, что такое НАТО. Вы абсолютно правы, когда упоминаете политическое руководство Румынии в контексте главного лоббиста Молдавии в военно-политический блок. Румыния кровно заинтересована в ослаблении позиций и имиджа России в регионе, выдавливании российских миротворцев из ПМР и сближении Молдовы с НАТО, ведь в этих условиях куда легче оттяпать территорию РМ, на которую давно претендует Румынское государство, возведя эту идею в генеральную линию своей внешней политики. 

— Насколько НАТО сегодня заинтересовано в Молдавии?

— Понятно, что политика НАТО — это расширение на восток для того, чтобы попытаться ослабить Россию. Мы все это прекрасно понимаем. Никому на Западе не нужна Молдавия как государство. Что для них тут может быть интересного? Если в начале 1990-х годов была выполнена задача по разрушению СССР, то сейчас задача — точно по такому же лекалу расчленить Россию, получить абсолютное влияние на территории, богатые природными ресурсами. Конечно, они в этом заинтересованы. Мы видим, что план написан в одних кабинетах — что для Молдавии, что для Украины, что для Грузии в своё время. 

— Каковы шансы сегодня у пророссийских сил в Молдове?

— Всё зависит от того, кого вы называете пророссийской силой. Самое интересное, если причислять к этой силе всех, кто выступает за дружеские, партнёрские отношения с Российской Федерацией, с Евразийским Союзом, то сторонников у такой идеи — подавляющее большинство граждан Молдовы. И это подтверждают всевозможные социологические опросы. А Президент Российской Федерации В. В. Путин в Молдавии обладает самым высоким рейтингом популярности и доверия населения. Поэтому шансы очень высокие. 

— Нельзя обойти стороной вопрос Приднестровья. В последнее время многие эксперты говорят о том, что находящийся многие годы в «замороженном» состоянии конфликт пытаются «разморозить». Есть ли действительно такая тенденция и кому это нужно?

— Неоднократно упоминалось, что Россия не сможет промолчать, если вдруг будет организована какая-нибудь провокация, например, с украинской стороны. Не стоит забывать, что на территории Приднестровья проживают более 200 тыс. граждан РФ. Без сомнений, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, известный в политических кругах провокатор, развязавший войну в Южной Осетии, имеет определённый опыт в этих вопросах. Этот же сценарий может быть использован для того, чтобы попытаться втянуть Россию в открытый конфликт на Украине. 

Но я не думаю, что они пойдут по этому жёсткому сценарию. Совсем скоро состоятся выборы в Приднестровье, и, скорее всего, вернутся ли к обсуждению этого вопроса, уже будет ясно после выборов в зависимости от того, кто там победит. 

— И со стороны Киева, и со стороны Запада сохраняются призывы к тому, чтобы убрать из Приднестровья российских миротворцев, заменить их на международный контингент. Какова вероятность того, что это может случиться?

— В ситуации, когда Киев в одностороннем порядке вышел из всех военных соглашений с РФ и закрыл доступ к ротации военнослужащих, можно без сомнения говорить о том, что гарантировать безопасность в регионе Украина точно не в состоянии. России уже удалось один раз остановить на нашей земле братоубийственную войну. И сегодня вряд ли кто-то захочет повторить историю начала 90-х годов, когда люди гибли непонятно за что и за чьи интересы. И в сегодняшних условиях никто не возьмёт на себя ответственность гарантировать безопасность региона, никакие международные миротворцы. Поэтому есть уверенность в том, что жители Днестра, как с правой, так и с левой его стороны, будут против замены миротворческого контингента с российского на международный. 

— Порошенко постоянно призывает к тотальной блокаде Приднестровья и реинтеграции его в состав Молдовы.

— Я о чём и говорю: сам запрет проезда российских миротворцев через территории Украины — это уже первый звоночек о том, что они хотят расшатать ситуацию. Это откровенная провокация со стороны Киева. 

— Приднестровье в последнее время стало нарицательным. Когда говорят, что Донбасс может стать «вторым Приднестровьем», имеется в виду замороженный конфликт и непризнанная республика. Могут ли ДНР и ЛНР повторить судьбу Приднестровья?

— Здесь нельзя, на мой взгляд, сравнивать Донбасс и Приднестровье. Может быть, я выскажу мнение, отличное от многих российских политологов, но в продолжение предыдущего вопроса хотел бы добавить, что сегодня реинтеграция Приднестровья с Молдавией невыгодна прежде всего нашим западным партнёрам. Многие говорят о том, что Россия пугает Молдавию признанием Приднестровья. Всё это ерунда. Потому что если будет возврат Приднестровья в общую политическую систему Молдавии, то на любых парламентских выборах ни у какой проевропейской власти даже при самых больших фальсификациях просто не будет шансов. На территории Приднестровья проживают более 300 тыс. граждан Молдавии. Представьте, если они будут участвовать во всеобщих парламентских выборах. Неужели вы можете предположить, что эти люди будут голосовать за какие-то радикально проевропейские партии? Это невозможно. Поэтому реинтеграция страны сегодня в первую очередь невыгодна Западу.

С другой стороны, Приднестровье никак не граничит с РФ. А вот Донбасс, Юго-Восток Украины — это совершенно другая история. Поэтому, на мой взгляд, здесь нельзя проводить параллели. 

— В международном праве, в тех же Хельсинских соглашениях, есть два взаимоисключающих пункта: один говорит о необходимости соблюдения территориальной целостности и границ любого государства, другой — о праве на самоопределение народов. В зависимости от того, о какой стране идёт речь, принято обращаться к одному из этих пунктов. Почему так получается? По какому принципу мировое сообщество выбирает, какой из пунктов защищать в конкретных случаях?

— Косово с удовольствием все признали, и никаких вопросов не возникло. До Югославии сложно было предположить, что Запад вот так нагло и цинично поступит с такой прекрасной страной. Вспомните, когда бомбили Югославию, кто говорил о каком-то международном праве? А посмотрите, что случилось в Ираке, что случилось с Ливией. Можно смело утверждать, что принципы международного права действуют только тогда, когда в этом заинтересованы наши «западные партнёры», это игра в одни ворота. 

— Как в идеале должны строиться отношения между Россией, Украиной и Молдовой?

— Мы должны отталкиваться от желания граждан наших стран. Граждане как Молдавии, так и Украины до недавнего времени, до того, как началась эта массовая антироссийская пропаганда, выступали за сближение с Россией, за одно цивилизационное пространство, за Евразийский союз, за более тесные отношения. У нас была ведь общая история, надеюсь, будет и общее будущее.