Наталья Кожина, АиФ.ru: Михаил, насколько реальна отставка Кэмерона?
Михаил Нейжмаков: Вряд ли Кэмерон сможет «взять свои слова обратно». Учитывая недовольство им в рядах консерваторов собственные однопартийцы, скорее всего, не дадут ему «отыграть назад», даже если бы он вдруг решил так сделать.
— Как вы считаете, почему Кэмерон пошел на такой радикальный шаг, насколько подобный поступок был прогнозируем?
— Интересно, что ранее Кэмерон не связывал необходимость своей отставки с итогами референдума. Например, еще в январе 2016 года он заявлял, что его политическое будущее связано со способностью выполнить обещание «провести голосование», а не с исходом плебисцита.
Возможно, политическое будущее уходящего премьера разрушили разногласия в его собственной Консервативной партии. Не секрет, что среди ее сторонников было много тех, кто выступал за выход из ЕС. Это вызвало раскол в рядах консерваторов. Например, на организованных Би-Би-Си больших дебатах о предстоящем референдуме лидер шотландских консерваторов Рут Дэвидсон агитировала против выхода страны из ЕС, а экс-мэр Лондона Борис Джонсон — за.
— Как будет проходить сама процедура отставки?
— Сам Кэмерон объявил, что новый премьер появится у Британии до начала октября 2016 года. По сути, все будут ожидать съезда Консервативной партии, контролирующей парламентское большинство. Новый лидер должен стать новым главой правительства. Ранее между заявлением об отставке премьера и его уходом с должности, как правило, также проходил определенный промежуток времени. Например, Тони Блэр официально заявил об отставке 10 мая 2007 года, а покинул пост 27 июня. Такая временная пауза связана во многом с необходимостью проводить выборы нового лидера правящей партии.
— Кто в теории может занять место Кэмерона?
— Самый известный из возможных претендентов на место Кэмерона — Борис Джонсон. Интересно, что, хотя ранее он был мэром Лондона, по данным исследований 2015 года, наибольшей поддержкой политик пользовался не в столице, а на Юго-востоке и в центральной части Англии. Стоит отметить, что политический стиль этого харизматика напоминает даже не Трампа (на которого этот политик чем-то похож внешне), а раннего Владимира Жириновского. Например, фраза, что «голосование за консерваторов увеличивает вашей жене грудь и повышает ваши шансы стать обладателем BMW». Впрочем, личная харизма — еще не гарантия победы. На выборах главы партии возможны сюрпризы.