И ещё. Слышал, что в США действует система косвенных выборов, основа которой заложена ещё в XVIII-XIX вв. Нам, привыкшим к прямым выборам и оперативному подведению их официальных итогов, американские порядки зачастую непонятны. Помогите разобраться.
В. Т а н е е в, Санкт-Петербург
Виталий Иванов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры
России (ЦПКР)
Как устроена американская политика?
Американский политический режим можно определить как соревновательную выборную олигархию. Уже около 150 лет практически все ключевые посты в государстве делят между собой выдвиженцы Республиканской и Демократической партий, установивших своего рода диаполию. Около половины действующих сенаторов занимают свои места уже два, три, а то и больше сроков подряд: от 12 до 48 (!) лет.
Как организуются выборы?
Изначально в США не было ни федеральных законов, регламентирующих выборы президента (Конституция описывает процедуру в самом общем плане), ни федеральных органов, их обеспечивающих и контролирующих. Организация выборов была практически целиком передана на региональный и местный уровень. В XX в. приняли закон о финансировании кампаний, создали специальную комиссию, отслеживающую его исполнение и т. д. Однако в целом избирательная система осталась децентрализованной. Нет ни общего порядка регистрации списков выборщиков, предлагаемых кандидатами (см. далее), ни единообразной процедуры подведения итогов голосования в регионах.
Представим, что каждая республика или область вводит свои правила президентских выборов, в Рязани они будут одни, а в Хабаровске - другие. Вот у них как раз так. Не бардак, но что-то близкое к этому.
К тому же на уровне регионов обеспечением выборов ведают секретари штатов, т. е. чиновники исполнительной власти или избирательные советы, члены которых назначаются губернаторами. Благодаря этому партия, чьи представители занимают губернаторские и секретарские кресла, получает очевидные преимущества, возможность пользоваться административным ресурсом. И пользуются, безусловно.
Как отмечалось в специальном докладе Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ (2007 г.), американские чиновники, занимающиеся организацией выборов, вправе агитировать за кандидатов своих партий. Более того, «зачастую лица, ответственные за проведение выборов в штатах или графствах, занимают избираемые должности и могут принимать участие в выборах, которые призваны организовывать».
Кто может и кто не может быть избран президентом?
Согласно Конституции, в президенты может избираться гражданин, родившийся в США, достигший 35-летнего возраста и проживающий на территории страны не менее 14 лет. Натурализовавшиеся граждане, т. е. никакие «понаехавшие», выдвигаться не могут. Дважды выбранный президентом тоже баллотироваться не вправе. Последнее ограничение ввели после президентства Франклина Делано Рузвельта, избиравшегося четыре раза подряд и правившего 12 лет.
Обычно все мало-мальски заметные кандидаты - партийные. Кроме республиканцев и демократов своих кандидатов выдвигают и другие партии. В основном ради PR. Иногда, впрочем, какая-то «третья сила» может оттянуть голоса одной из доминирующих партий и тем самым помочь её сопернице.
Партийные кандидаты выдвигаются национальными конвентами (съездами). Этому предшествует многомесячный относительно публичный отбор, результаты которого предопределяют решения конвентов. Последние с 1970-х гг. превратились в сугубо церемониальные шоу.
Можно и выдвигаться в сугубо индивидуальном порядке как независимый кандидат (собрав подписи в свою поддержку), можно вообще выдвинуться лишь в нескольких или даже в одном из 50 штатов. Тогда, конечно, нет никаких, даже теоретических, шансов на победу.
Кто выбирает президента?
Американцы - в отличие от россиян, французов, поляков - не имеют права сами выбирать своего президента. Его избирает т. н. коллегия выборщиков. Население каждого штата вправе избрать количество выборщиков, равное общему количеству его сенаторов и конгрессменов. Число последних производно от численности населения. Поэтому, например, у Аляски всего три выборщика, а у Калифорнии - 55. Три выборщика положены Колумбии. Неравноправие штатов таким образом усугубляется неравноправием граждан. Голос жителя мелкого штата, вроде Делавэра, имеет математически гораздо больший «вес» (измеряется отношением количества избирателей к числу выборщиков), чем голос техасца.
Всего электорат президента США составляют 538 выборщиков. Избиратели голосуют за списки выборщиков, предлагаемые кандидатами в президенты. Иллюзия прямого голосования поддерживается тем, что в последние годы в избирательных бюллетенях и в программах машин для голосования стали указывать имена не выборщиков, а самих кандидатов. Иными словами, избирателю предлагают голосовать якобы за кандидата Джона Смита, а на самом деле он может проголосовать только за предложенный тем список выборщиков.
В 48 штатах и Колумбии руководствуются принципом «победитель получает всё»: список, получивший относительное или абсолютное большинство голосов, заполняет всю положенную региону квоту. (В Мэне и Небраске приняты более сложные правила, предполагающие разделение территорий штатов на избирательные округа и т. д.) Таким образом миллионы (!) голосов, поданные за другие списки, «пропадают».
Как голосуют выборщики?
Коллегия выборщиков никогда не собирается. Выборщики каждого штата и Колумбии проводят отдельные собрания, на которых голосуют и оформляют результаты своих голосований протоколами, которые отсылают в конгресс.
В наши дни исход выборов президента становится ясен уже при подсчёте результатов голосований за выборщиков. Однако надо иметь в виду, что, согласно Конституции, они свободны в своих решениях, вправе голосовать как угодно, «изменить» и своему кандидату, и своему штату. И такое случалось не раз. Правда, 26 штатов и Колумбия законодательно обязали своих выборщиков голосовать в соответствии с волеизъявлением избирателей, пять штатов даже предусмотрели наказание за «измену». Но оспорить собственно решение выборщика могут только члены конгресса посредством ничего не гарантирующей процедуры.
Кстати, вот отличный сюжет для политического триллера - «заговор выборщиков»…
Как подводятся итоги выборов?
Данные протоколов сводятся на совместном заседании палат конгресса. Для победы кандидат должен получить не менее 270 голосов выборщиков. Если никто не набрал необходимого числа голосов, то президента придётся выбрать палате представителей.
В 1969 г. один из выборщиков, выдвинутых республиканским кандидатом Ричардом Никсоном, проголосовал за независимого кандидата. Конгресс всё равно утвердил его голос.
Почему систему нельзя считать демократичной?
Оговорюсь, что под «демократичностью» здесь имеется в виду реализация воле-изъявления большинства избирателей. И хотя американцы лишены права напрямую избирать своего президента, ставить вопрос об их волеизъявлении вполне обоснованно. Ведь списки выборщиков предлагают кандидаты, и, как уже сказано, в бюллетенях и программах машин для голосования указываются имена кандидатов.
Из-за специфики распределения квот на выборщиков между штатами возможна ситуация, когда кандидат, за списки которого проголосовало большинство избирателей, получит меньше выборщиков, чем его соперник. И проиграет выборы. И это не умозрительное предположение. В истории США было уже три таких прецедента.
На выборах 2000 г. демократ Альберт Гор собрал 51 млн. голосов избирателей, которые конвертировались в 266 голосов выборщиков. Его соперника республиканца Джорджа Буша предпочли 50,4 млн. избирателей, которых представлял 271 выборщик. Оба кандидата некоторое время оспаривали друг у друга победу во Флориде (25 выборщиков). В итоге, по официальным данным, Буш опередил Гора там всего на 537 голосов. Многие демократы остались убеждены, что голоса как минимум некорректно посчитали, а как максимум - имела место натуральная фальсификация.
Флоридская история показала, что можно отстать от соперника в целом аж на 600 тыс. голосов, но всё равно победить, «отбив» всего 500 с небольшим в нужном штате.
Кстати
Миллионы американских граждан вообще лишены права голосовать за выборщиков. В первую очередь это жители Пуэрто-Рико (около 4 млн.), Гуама и ряда других островных территорий США, не имеющих статуса субъектов федерации. Многие штаты лишили избирательных прав бывших осуждённых.
Отдельная история - регистрация избирателей, без которой к голосованию не допускают. Её правила нередко запутаны либо сознательно запутываются для отсечения многих тысяч «нежелательных» избирателей из числа «цветных» (это любят делать республиканцы, сокращая таким образом традиционный электорат демократов).
Голосование за рубежом для своих соотечественников американские власти не организуют, ведь у каждого штата, повторюсь, свои правила. Зато разрешается голосовать письмом или даже факсом, отправляемыми в родной штат. Тайной голосования, в общем, никто не озабочен.
Смотрите также:
- КПРФ-чемпион? Насколько достоверны альтернативные результаты выборов в Думу →
- С прицелом на Госдуму. Выборы-2015 как новый триумф партии власти →
- «Кавказский результат». ЕР взяла реванш за прошлогодние выборы →