Армения: «Борьба, борьба, до конца!»

   
   

Казалось, что 4 месяца, прошедшие со дня президентских выборов и последовавших за ними кровавых первомартовских событий на улицах Еревана, должны были способствовать зарубцовыванию полученных обществом ран, нанесенное оскорбление должно было со временем забываться и жизнь должна была начать понемногу входить в свое русло. Этому должен был способствовать и летний сезон отпусков, во время которого политическая активность, как правило, идет на спад, этому же должно было способствовать и то, что властям Армении удалось получить отсрочку в вопросе выполнения резолюции 1609 ПАСЕ. На подобное развитие событий указывали как многие ереванские эксперты, так и значительная часть российских наблюдателей, прогнозируя новый всплеск политической активности в Армении, в лучшем случае, в сентябре. На это же, по всей видимости, рассчитывали и власти Армении. Тем более, что полученная ими «тройка с минусом» на «летней сессии» в ПАСЕ должна была хотя бы в какой-то мере выбить почву из-под ног оппозиции.

Однако с наступлением лета события стали развиваться в совершенно ином русле. Конец июня-начало июля ознаменовались сразу тремя многотысячными митингами Общенародного движения (блок, в состав которого входят 22 политические партии и несколько десятков общественных организаций, которые на последних президентских выборах поддерживали кандидатуру Левона Тер-Петросяна): два из них состоялись в Ереване, один – во втором по величине городе Армении, Гюмри. Гюмрийский митинг власти Армении, хоть и формально разрешили, но объявили субботний день 28 июня рабочим, а на местах, под страхом увольнений, запретили идти после работы на Театральную площадь. Ереванские же митинги власти отказались санкционировать, мотивируя это якобы имевшимися сведениями о намечающихся в их ходе беспорядках. В дни митинга движение общественного транспорта из областей в столицу прекращалось, а места проведения митингов – площадь Свободы и территория, прилегающая к зданию хранилища древних рукописей Матенадаран – с самого утра оцеплялись силами полиции и внутренних войск.

Тем не менее, митиги, в итоге, состоялись. Увертюра к сегодняшним митингам выглядит следующим образом: народ начинает стекаться к оцепленному плотной цепью полицейских Матенадарану и перекрывает, в итоге, проспект Маштоца; полиция через «матюгальники» требует разойтись; призывы полиции встречают свист и улюлюкание собравшихся. Финальная часть увертюры напоминает средневековую картину батальных сцен, когда две армии с развевающимися знаменами стоят друг против друга в ожидании начала битвы. Но... короткая беседа выступивших вперед парламентеров – и «доступ к телу» открыт.

Трудно сказать, кому «в верхах» пришла в голову мысль «запретить, но допустить», вместо того, чтобы просто разрешить. Видимо, решили, что такое ноу-хау даст возможность и в демократию поиграть, и лицо сохранить. Говоря народным языком, и рыбку съесть, и на крючок не сесть... Правда, в таком сценарии нужен еще и «козел отпущения», и эту «почетную» миссию власти решили возложить на полицию, нимало не заботясь о том, что такая роль ее дискредитирует.

Что касается самих митингов, то они, вопреки «сезонным прогнозам» и «страхам» властей, так же многолюдны и проходят так же мирно и организованно, как проходили и до трагических событий 1 марта. В ходе митинга 20 июня, возглавляемое первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном Общенародное движение потребовало освободить всех политических заключенных, что, по словам его лидера, могло стать началом для цивилизованного политического диалога. В этот день первый президент заявил, что, если власти прислушаются к предложению и до 4-го июля освободят политзаключенных, то он готов представить на рассмотрение властей программу урегулирования внутриполитического конфликта и вывода страны из кризисной ситуации.

Власти не только оставили призыв без внимания, но и в преддверии митинга 4-го июля организовали очередную провокацию. 2 июля в районе 19 часов на Северном проспекте Еревана появилась группа молодых мужчин численностью около 20 человек, которая, после небольшой словесной перепалки, напала на находящихся там сторонников оппозиции. В результате столкновений несколько сторонников оппозиции, в том числе женщины и несовершеннолетние, были жестоко избиты, за медицинской помощью обратились три женщины, одна из которых была доставлена в больницу. Все это происходило на глазах у полиции, усиленные наряды которой находились поблизости, но не вмешивались и даже принимали меры против тех, кто пытался фотографировать происходящее. Полиция вмешалась лишь тогда, когда потасовка была в полном разгаре и… дала зачинщикам спокойно уйти восвояси. Оппозиционеры же признали в нападавших телохранителей и лиц из окружения руководителей администраций некоторых ереванских общин.

   
   

На митинг 4-го июля пришли около 40 тысяч человек. «Мы предложили властям конструктивный диалог, однако они либо не поняли это, либо неправильно оценили», заявил собравшимся первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Глава оппозиции выдвинул новые требования: освобождение политзаключенных, прекращение налоговой травли сторонников оппозиции, наказание виновников событий 1 марта, в том числе экс-президента Роберта Кочаряна и увольнение дискредитированных в глазах общества чиновников. «Если власти не выполнят наши требования, то с первого августа нашим главным требованием станет отставка президента и проведение внеочередных выборов», заявил Тер-Петросян. Он сообщил присутствующим, что движение в июле будет развиваться в двух направлениях. Первое - это организация массовых и не массовых акций протеста и митингов в областях Армении, с целью подготовки общереспубликанского митинга 1 августа, на котором будет подведен итог 100 дней пребывания у власти Сержа Саргсяна. Второе - проведение подготовительной работы по воплощению в жизнь идеи создания Армянского национального конгресса. При этом, первый президент заявил, что у Саргсяна есть два выхода: «Первое – это руководствоваться национальными и государственными интересами Армении, а значит избавиться от кадров Роберта Кочаряна, освободить всех политзаключенных, немедленно организовать проведение всестороннего и объективного расследования событий 1 марта, прекратить налоговый и полицейский террор в стране, что даст ему возможность с положительным балансом пойти на внеочередные президентские выборы, пробуя, таким образом легитимизировать свою власть. Второе - выбрать путь сохранения личной власти, сделав ставку на криминальные структуры и репрессивный аппарат. Но в этом случае он не может ограничиться полумерами и должен будет установить в Армении диктатуру типа Саддама Хусейна или Мугабе. Судя по шагам Сержа Саргсяна, он выбрал второй путь».

Были зачитаны обращения поддержки Общенародному движению от содействующих организаций России и США, послания скрывающихся от политических преследований экс-комбатантов Карабахской войны и политзаключенных. Представитель Центра Общенародного движения Левон Зурабян сообщил, что в ближайшее время будет завершено формирование Армянского национального конгресса и теневого кабинета, «с которым власти вынуждены будут считаться, как с представителями народа».

Митинг завершился грандиозным шествием по улицам вечернего Еревана, которое длилось почти полтора часа. Колонну сторонников оппозиции возглавляли Левон Тер-Петросян, лидер партии «Анрапетутюн» Арам Саргсян, председатель Народной партии Армении Степан Демирчян, руководитель Социал-демократической партии «Гнчакян» Людмила Саргсян и другие лидеры оппозиции. Участники шествия скандировали «Свободная, независимая Армения!», «Левон-президент!», «Борьба, борьба, до конца!».

Таким образом, можно заключить, что внутриполитическая напряженность в Армении вовсе не идет на спад, а наоборот - возрастает. Общенародное движение ведет весьма последовательную, жесткую и одновременно гибкую борьбу с действующим режимом, текущий тур которой, по убеждению представителя ее центра Давида Шахназаряна, «завершится внеочередными президентскими выборами».

От нашей стороны (от автора) заметим, что учитывая ряд посылов , события последних времен относящихся к этому региону и просочившейся в армянские СМИ информации, связи с углублением кризиса и нестабильностью ситуации, президент России Дмитрий Медведев нигде не высказывался, против проведения внеочередных президентских выборов в Армении. Судя по всему, не в восторге от нового президента Армении и Джордж Буш, который так по сей день и не поздравил Саргсяна.

В записке отмечается также, что если внеочередные выборы все же состоятся, то действующий президент никак не сможет вновь избраться, как это например сделал в Грузии Саакашвили. Анализ ситуации показывает, что причин тому немало. Во-первых, весьма скудное доверие к итогам президентских выборов 19 февраля было еще больше подорвано бойней 1 марта. То есть, если, только по официальным данным, протестный электорат 19 февраля составлял около 45%, то после событий 1 марта он сильно увеличился. Во-вторых, волну недовольства в Армении вызвали два заявления, которые Саргсян успел сделать за короткий срок своего президентства, и оба раза в Москве: благодарность Владимиру Путину «за беспрецедентную поддержку во время и после выборов», что, кроме прочего, резко снизило традиционный кредит доверия армян к России, и заявление о готовности создать турецко-армянскую комиссию по изучению событий 1915 года в Османской империи. Последнее, по мнению как общественности страны, так и диаспоры, ставит под сомнение сам факт Геноцида армян. Тревогу общественности вызывает и оставшееся без ответа заявление сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта от США Мэтью Брайзы, согласно которому в скором времени ожидается передача Азербайджану 7-ми окружающих Нагорный Карабах и подконтрольных ему районов, в связи с чем все чаще вспоминается скандальное заявление Сержа Саргсяна 3-летней давности о том, что «Агдам – не наша родина». Большое беспокойство в армянском обществе вызывает также видимое укрепление позиций Азербайджана на международной арене, в том числе и в отношениях с Россией. Последнее считается результатом провала внешней политики страны последних 10 лет и небезосновательно проецируется на действующий режим.

Но все вышеперечисленное есть объективные факторы. Есть и другие, субъективные, иногда позволяющие стать президентом, вопреки логике вещей. Таковыми, в частности, могут стать групповые или клановые интересы, финансовые возможности и административные рычаги. Но сможет ли Серж Саргсян эффективно воспользоваться ими во второй раз? Весьма сомнительно. Именно эти факторы дали ему возможность занять президентское кресло, и тот же клан не простит ему отставки. Никакие доводы не смогут убедить административно-олигархический базис президента еще раз потратить бешеные деньги, еще раз пойти на нарушения, еще раз испытать на себе ненависть общества. Особенно, после 1 марта… И следовательно, идти на внеочердные выборы Сержу Саргсяну не имеет никакого смысла, поскольку в таком случае он попросту потеряет все. С другой стороны, попытка удержать власть чревата очень сильными внутриполитическими потрясениями и, как следствие, ослаблением и без того расшатанных внешнеполитических позиций страны, что, в конечном итоге, вновь приведет к тому же, но с большими потерями. Очень большими. Вплоть до потери государственности.

Известно, что Серж Саргсян интересуется шахматами. В таком случае, он не может не видеть, что попал в «цугцванг». Судя по тому, как развиваются события, поражение режима неминуемо, вопрос лишь в том – какой ценой? Но у Саргсяна есть еще возможность оставить добрую память о себе. Для этого надо лишь подать в отставку. Выбор за ним...

Вместе с тем Смбат Караханян в своей записке также приветствует активность российских армян, особенно временно проживающих и работающих граждан Армении, в проявлении активной гражданской позиции по отношению к событиям в Армении. Караханян напоминает, что их денежные перечисления в Армению играют существенную роль в экономике Армении.

Большое беспокойство у Караханяна вызывает, то, что армянские власти не перестают удивлять своими экстраординарными проделками, особую тревогу вызывает их действия во внешнеполитической сфере. Осознавая или нет, они на внешней арене де-факто проводят политику раздачи функций независимого государства, поэтапно теряя свою государственную субъектность и национальное лицо. Немалый интерес вызывает и та часть записки, где говорится, что, «развязный и порой нечистоплотный торг со всеми внешними силами подряд, будь то ЕС, будь то крупные державы или НАТО, руководство страны семимильными шагами отходит от своих национальных интересов. Неслучайно, что руководитель делегации НАТО в Армении Жан-Франсуа Бюро, жестокое избиение и расстрел митингующих характеризовал, как беспорядки, возникшие из-за длительных митингов оппозиции. Очевидно, что в отношениях с НАТО, руководство страны не ограничивается только удвоением армянского контингента в миссии миротворческих сил в Косово, или проведениями недель НАТО в Ереване и разработкой новой двухгодичной программы сотрудничества.

Вместе с тем власти из кожи вон лезут, чтобы, для удержания своих позиций перед российским руководством, найти антироссийские проявления или хотя бы какие-то разговоры среди оппозиции. Не находя ничего путного, дело доходит до того, что начальник особой следственной службы Минюста спускает циркуляр-задание местным прокурорам. Документ очень колоритен и похож на крик души, из серии, -ну хотя бы найдите хоть какие-то разговоры среди сторонников Общенародного движения о вытеснении России из Армении. Подобные действия и упомянутый документ обязательно войдут в классические учебники практического воплощения политического заказа. Однако подобные «оперативно-розыскные» мероприятия в первую очередь нужно провести во властных структурах и подконтрольных им группировках, которые даже со своим низким интеллектом уже давно беспрепятственно умудряются играть авторитетом России среди населения страны. Ситуацию осложняет и та нездоровая обстановка, которая существует среди работников административной и правоохранительной сферы. Патологическая боязнь высшего руководства, тотальная слежка и недоверие, привело к формированию давящей и угнетающей атмосферы среди чиновников всех рангов.

Караханян считает, что; «перед глазами предстает довольно жалкая картина, когда нынешняя власть, за последние мирные десятилетия, трубя во всеуслышание о своих тигровых прыжках, на сегодняшний день не сумела найти хоть какой-нибудь существенный аргумент для диалога с внешним миром.

Забавно, но только люди из властного лагеря после проигрыша в Европейском суде дела о лишение эфира популярнейшего информационного канала «А1+», вместо того, чтобы задуматься о состоянии свободы СМИ и о причинах своего принципиального поражения, говорят о величине предъявленных им финансовых штрафов. Необходимо помнить, что именно стране и народу нужна независимая информация и альтернативные точки зрения.

Особо недопустимы игры вокруг исторических фактов. Можно сколько угодно думать, что заявление Саргсяна в Москве о согласии с предложением турецкой стороны создать комиссию из историков для «изучения исторических фактов» и официальное усомнение факта геноцида, результат легкомыслия, но очевидно, что это часть бессилия перед внешними вызовами. Однако проблемы этим не ограничиваются. Трагедия в том, что и это даже не все, что требуют от нынешних властей турецкое лобби и внешние силы. Разумеется, нельзя было ожидать, что-либо большего, если дома имеешь крайне нелегитимную власть, а внешнеполитическая деятельность свелась к решению вопроса- перед кем и насколько прогнуться».

По мнению Караханяна «Необходимо осознать, что на внешнеполитических биржевых площадках, в первую очередь, армянскими властителями выставляются не только вопросы передачи части функции суверенитета государства, а, в сущности, кардинальные уступки в переговорном процессе по Карабаху и фактически отказ от вопроса признания геноцида. Можно сколько угодно людям голову морочить и отвлекать всякими придуманными пустышками, чередуя агрессивные угрозы с плаксивыми воплями, все равно в результате истинная цена сохранения власти для нынешних правителей состоит из трех составляющих:

- Фактическая утрата существенной части суверенитета государства.

- Кардинальные уступки в вопросе Карабаха.

- Отход от вопроса признания геноцида армян 1915года в Османской Турции.

Караханян уверен, что в Армении ни одна власть до конца не сможет нести такое бремя, ибо это уже не власть, а какие-то внешние управленцы и страна уже не Республика Армения, а что-то иное.

Забавно, что принятая нынешними властями в последнее время, в качестве приоритета, в межгосударственных отношениях устная форма договоренности, в ближайшее время может обернуться существенным казусом для Армении, тем более учитывая, тот факт, что они стали часто нарушать их. Караханян уверен, что руководство Армении в нынешних условиях не должно продолжать для страны заведомо проигрышные, политические торги с Еврочиновниками, а идея проведения внеочередных выборов 21 сентября будет выходом из нарастающего кризиса. Необходимость этого шага диктуют стремительно развивающиеся события не только внутри Армении, но и вокруг нее. Караханян считает, что все слои населения, независимо от их финансово-административного положения, должны осознать, что эти выборы нужны, как минимум для фактического сохранения суверенной государственности и спасения Арцаха.

Смотрите также: