В статье он выражает мнение, что необходимо обеспечить «социальное равенство» в получении образования, а дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей.
«Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. <…> Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию», - уточняет он.
Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков. Что касается системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), то он предлагает продолжать совершенствовать эту систему с учетом критики.
«Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду - принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов», - поясняет Путин.
Фото: РИА Новости
Продолжая рассуждать о системе образования, российский премьер предлагает в 2012 - 2014 гг. силами ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования: по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.
По итогам этого исследования все вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников и не ведут серьезных исследования, будут «присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями».
Среди прочего предлагается снизить прием в вузы и развивать обучение в техникумах или в системе профобразования. Что касается стипендий, то она должна достигнуть прожиточного минимума студента. «Это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц», - уточняет автор.
«Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад», - пишет Владимир Путин.
«Мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда», - поясняется в статье.
Нужно восстановить престиж и актуальность обучения по прикладным квалификациям и привязать их к конкретным технологиям. Такое обучение будет проходить на базе полного среднего образования.
«В этом случае потребуется не 3-4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Создавать такие центры будем совместными усилиями государства и работодателей», - пишет Владимир Путин.
Программы обучения в прикладной части профлицеев и колледжей должны формироваться при участии работодателей.
Как уточняет Владимир Путин, это касается и прикладного бакалавриата, который соединяет базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации.
Фото: РИА Новости
«К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска наших вузов», - пояснил Путин.
Что касается дошкольного образования, то за счет расширения мест в семейных, негосударственных и корпоративных детских садах в ближайшие четыре года будут ликвидированы очереди в детские сады.
Кроме этого, Владимир Путин выступает за пересмотр СанПиНов, мешающих развитию таких форм детских учреждений. А организаторы и педагоги негосударственных детских садов будут включены в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.
Упоминая о системе дополнительного образования детей, Владимир Путин поясняет, что она потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов, а кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть из них - бесплатно.
«Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета», - считает Владимир Путин.
Оплата работы педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским, необходимо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы.
К 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе.
Читайте также:
Путин: Национализм в России невозможен, но мигрантов мы приструним
«Иметь такую экономику непозволительно». Владимир Путин — о том, как исправить ошибки реформ
Семь принципов Путина
Системные решения Путина
Всё о выборах: Спецпроект «Президент 2012»