Даешь полгода без атома: соглашением по Ирану довольны все, кроме Израиля

Представители «шестерки» стран-посредников скрепляют соглашение рукопожатиями. © / Reuters

Москва, 24 ноября – АиФ-Москва. В воскресенье в женевском Дворце Наций состоялась торжественная церемония принятия соглашения по ядерной программе Тегерана, которое согласовали между собой представители Ирана и шести стран-посредников. В состав «шестерки» вошли Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия.

   
   

Таким образом, – отмечают международные обозреватели, – многодневные переговоры по вопросу урегулирования споров по иранской ядерной проблеме увенчались успехом. Дворец Наций – это швейцарская штаб-квартира Европейского отделения ООН; в церемонии приняли участие главы министерств иностранных дел постоянных членов Совбеза ООН и Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон.

По завету Путина

Все участвовавшие в переговорах стороны назвали достигнутую договоренность хоть и промежуточной, но исторической. Одним из первых это событие прокомментировал американский президент Барак Обама, заявивший, что женевское соглашение стало первым шагом к заключению всеобъемлющего договора о предотвращении создания Ираном ядерного оружия.

Осталась довольна результатом встречи и российская сторона. Министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что суть договоренности базируется на концепции, в свое время выдвинутой российским президентом Владимиром Путиным: глава РФ всегда принципиально выступал за дипломатическое решение иранского атомного вопроса.

В ходе многолетних контактов по иранской ядерной проблеме, – отметил руководитель внешнедипломатического ведомства, – «были и взлеты, и падения. Но с приходом к руководству в Иране нового президента, мы ощутили, что заявления о желании такую проблему решить имеют под собой серьезное основание».

Немногим позднее с официальным комментарием выступил и сам Путин. Он отметил, что «очень важно, чтобы принципы поэтапности и взаимности, предложенные ранее российской стороной, получили поддержку и международное признание и нашли полное отражение в женевском плане действий».

В чем же суть договоренности?

Действие женевского соглашения рассчитано на полгода. На это время Тегеран обязался прекратить работы по обогащению урана и ограничить использование своих ядерных объектов: отложить установку новых центрифуг на заводе в Фордо, приостановить строительные работы в Араке и не использовать уже установленные центрифуги в Натанце.

   
   

Также, – подтвердил глава иранского МИДа Джавад Зариф, – Тегеран решил пойти на сворачивание программы обогащения урана. Обогащать его теперь не разрешается более чем на пять процентов. Уже имеющиеся в стране запасы урана, обогащенного до 20%, будут уничтожены. В настоящее время, по официальным данным, на иранских предприятиях хранятся около 200 килограммов этого вещества.

Согласился Иран и предоставить международному агентству по атомной энергетике – МАГАТЭ – полный доступ к своим ядерным объектам: складам, заводам по производству центрифуг и урановым шахтам.

Ответом Запада должно стать смягчение введенных ранее экономических санкций. В частности, Тегерану пообещали вновь открыть доступ к ранее замороженным восьми миллиардам долларов финансовых активов.

Секретные переговоры

Вскоре после того, как «шестерка» посредников и иранская сторона подписали соглашение, западным журналистам стал известен один любопытный момент. Высокопоставленный представитель администрации Соединенных Штатов признался прессе, что Америка, параллельно с участием в работе «шестерки», вела с Ираном еще и собственные двусторонние переговоры.

Диалог происходил в режиме строгой секретности; прежде всего, – отметили комментаторы, – о нем не знал Израиль, государство, которое политологи в данной ситуации считают основным союзником США.

«У нас были ограниченные двусторонние дискуссии с иранцами в добавление к переговорам «шестерки», которые были направлены на то, чтобы выработать идеи, которые могли бы помочь этим переговорам», – пояснил представитель американской администрации.

Разумеется, – отмечают обозреватели, – полгода вряд ли можно назвать огромным сроком с точки зрения геополитики. Так что все стороны, принимавшие участие в диалоге, понимают, что подписание женевского соглашения – это лишь начало пути к окончательному урегулированию иранской ядерной проблемы.

Многое будет зависеть от того, насколько ответственно Тегеран подойдет к выполнению обязательств; в случае, если будут иметь место нарушения, – уже предупредил Обама, – экономические санкции против Ирана будут восстановлены, а заодно международное сообщество примет и новые.

Тем не менее, руководство исламской республики в лице главы МИДа выразило полное желание «восстановить утраченное ранее доверие с Западом». «Мы верим, что результатом принятого сегодня соглашения станут в последующем конкретные шаги по восстановлению доверия. Мы все видим возможность открыть новые горизонты, основанные на уважении прав иранского народа, горизонты для устранения всех сомнений относительно мирного характера иранской ядерной программы», – заявил своим западным коллегам Джавад Зариф.

«Историческая ошибка»

Единственным государством, выразившим резкое недовольство женевским соглашением, оказался Израиль. По данным NEWSru Israel, глава израильского МИДа Авигдор Либерман назвал подписание этого договора «победой иранской дипломатии», добавив, что оно «ставит трудные задачи перед страной». А премьер-министр Биньямин Нетаньяху, выступая в правительстве, назвал женевскую договоренность «исторической ошибкой».

Представители израильской стороны уверены, что теперь Иран, получив существенные поблажки, не только де-факто не станет выполнять условия соглашения, но и выиграет время для активизации своей работы над ядерным оружием. «Мир становится гораздо более страшным местом: ведь самый опасный режим на планете предпринимает существенные шаги для того, чтобы получить самое опасное на планете оружие», - уже заявил по этому поводу Нетаньяху.

В ответ представитель американской администрации, беседовавший с журналистами в частном порядке, заявил, что в ближайшее время президент Обама собирается лично встретиться и поговорить с израильским коллегой, дабы разъяснить ему суть соглашения и заверить, что оно не несет угрозы Израилю.