Не писать лишнего. Что депутаты пытались запретить журналистам

Предложение наделить журналистов неприкосновенностью, которая усложнила бы их уголовное и административное преследование, выбивается из логики последних инициатив парламентариев в отношении представителей СМИ. В большинстве своем эти инициативы носили ярко выраженный карательный и запретительный характер.

   
   

Не писать об имуществе и частной жизни «спецсубъекта»

Последний громкий законопроект касался введения в Гражданский кодекс понятия «спецсубъект». Под «спецсубъектом» подразумевается лицо, личная жизнь которого должна быть законодательно скрыта от посторонних глаз. Эта инициатива возникла в феврале 2013 г. вслед за чередой разоблачений, касающихся зарубежного имущества и банковских счетов депутатов. Тогда же публиковались сведения о плагиате, обнаруженном в диссертациях представителей власти. Расследования блогеров-активистов были широко растиражированы СМИ. В результате многие разоблаченные депутаты сложили свои полномочия. Туманные формулировки законопроекта о «спецсубъектах» позволили предположить, что кроме звезд эстрады, приглашенных на его обсуждение, такой статус могут получить сами законодатели и высокопоставленные чиновники: информация об их имуществе, детях, женах, диссертациях может оказаться под запретом, вплоть до уголовного преследования.

Кого из политиков уличили в плагиате? >>

Не заглядывать в прошлое депутата

Год назад в Уголовный кодекс была возвращена статья о клевете. До этого по инициативе Дмитрия Медведева клевета была приравнена к административным правонарушениям. Обвинения в клевете чаще всего поступают именно в адрес журналистов, и доказывать свою правоту, по закону, должен журналист, а не тот, кто считает себя потерпевшим.

Целый ворох карательных инициатив породили депутаты во время конфликта их коллеги Андрея Исаевас газетой «Московский комсомолец». Исаев пытался наказать журналистов за статью «Политическая проституция сменила пол. Теперь все как в жизни», в которой автор показывает, с какой легкостью депутаты Ирина Яровая, Ольга Баталина и Екатерина Лахова меняли свои политические убеждения.

   
   

Скрывать национальность и не материться

Год назад депутаты предлагали запретить журналистам указывать в своих материалах национальность собеседника. В марте этого года был принят закон о штрафах за использование нецензурной лексики в СМИ. Правда, список нецензурных слов так и не был составлен, что позволяет применять закон избирательно.

Не матом единым: россияне больше не хотят слышать нецензурную брань от СМИ >>

Не ходить в суды и не писать о плохом

Процесс над группой «Pussy Riot» дал толчок законопроекту об ограничении работы журналистов в судах. В декабре прошлого года справедливоросс Олег Михеев разработал законопроект «О защите населения от информации». Он требует от журналистов уделять негативной информации не более 30% эфирного времени. Остальное время необходимо посвятить позитиву.

Не носить сетчатые колготки и не писать о конце света

Нажмите для увеличения

Особую изобретательность проявили питерские депутаты. В июне 2012 г. они приняли закон, запрещающий журналистам приходить в областной парламент «в стиле унисекс», сетчатых колготках и другой одежде, не соответствующей деловому стилю. А спустя три месяца попытались запретить СМИ писать о конце света.