Политолог: Приговором Навальному власть показала, что не пойдёт на уступки

Политолог, заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин в интервью корреспонденту АиФ.ru заявил, что дело в отношении оппозиционера Алексея Навального было политическим, а акции протеста, которые последуют после приговора, не представляют опасности для власти.

   
   

О приговоре Навальному

За счёт самого приговора я думаю, что дело в отношении Алексея Навального — политическое. Это желание власти ещё больше ослабить, запугать оппозицию, показать, что она будет идти до конца и что она не пойдёт на уступки. Приговор — сигнал власти, что она не собирается учитывать эмоции и настроения среднего политического класса. И что немаловажно, она не видит за ним возможности к сплочённости, потому что его представители будут выступать по-разному: кто-то пойдёт на улицу, кто-то задумается об эмиграции, кто-то просто отнесётся к приговору отрицательно, негативно, но не будет предпринимать никаких шагов, подавляя свои эмоции, кто-то, может, скажет: «Навальный сам виноват». Поэтому я думаю, что могут быть акции протеста, на них выйдут те люди, которые и без того не проголосуют за власть. Для власти они не важны с точки зрения возможных переговоров, компромиссов.                                                          

Об акциях протеста

Сейчас власть уже привыкла к акциям протеста — даже если выходят 15–20 тысяч человек, она уже не рассматривает это как какую-либо угрозу, так как привыкла к этому масштабу. Я не думаю, что после приговора Навальному будут акции, по размерам сопоставимые с теми, что были на проспекте Сахарова в конце декабря 2011 года. Люди разочаровались в том, что можно что-то изменить. К тому же свои отпечатки накладывает период отпусков. Сейчас может быть всплеск протеста, но для власти он не опасен. Понятно, что протесты будут и дальше, дело Навального в их рамках будут увязывать с делом по Болотной площади. Сам оппозиционер будет восприниматься, как один из политических заключённых, но я не думаю, что эти протесты в ближайшее время дойдут до того уровня, который власть будет воспринимать как угрожающий.

О будущем Навального в политике

Я думаю, что приговор и последующий срок не выкинет Навального из политической жизни. Остались его сторонники, которые будут транслировать его идею. В конце концов у нас есть опыт Ходорковского, опыт девушек из группы Pussy Riot, которые остаются общественными фигурами, даже будучи в заключении. Навальный останется такой же политической фигурой и по-прежнему будет привлекать к себе внимание. Другое дело, насколько ему удастся выйти за пределы политизированной интернет-аудитории. В ближайшее время это большой вопрос. Большая часть населения получает политическую информацию из телевидения, а оно, понятное дело, будет транслировать официальную точку зрения.                                                               

О выборах мэра Москвы

Для московского среднего класса легитимность этих выборов уменьшается в случае, если Навальный всё-таки снимет свою кандидатуру. Регистрация Навального обнадёжила людей: они почувствовали, что действительно можно что-то изменить. Сейчас будет эффект разочарования. Не могу пока сказать, скажется ли этот фактор на явке избирателей на выборы мэра Москвы.

О замене Навальному

Навальный раскручивался в течение очень долгого времени — как общественный деятель, борец с коррупцией. К моменту митингов у него уже была известность в Интернете, хотя и не очень большая, но в политическом сегменте интернет-аудитории — значительная. Для этого сегмента он был значимой, культовой фигурой. Думаю, что в условиях блокады на телевидении, изменения интернет-аудитории, которая стала более уставшей, разочарованной, скептичной, новой политической фигуре, которая могла бы сравниться с Навальным, появиться даже сложнее, чем это было в 2011 году.

Может ли Навальный избираться мэром после приговора? >>

   
   

В четверг, 18 июля, Ленинский суд Кирова приговорил оппозиционера Алексея Навального к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима, а Петра Офицерова — к четырём годам лишения свободы общего режима. Суд признал Навального организатором хищения средств КОГУП «Кировлес», а Офицерова — пособником преступления. При оглашении приговора судья Сергей Блинов заявил, что политический след отсутствует в деле «Кировлеса».