В Госдуме за неполную неделю три отставки: представители партии власти Владимир Пехтин, Анатолий Ломакин и Василий Толстопятов. Вездесущие «источники в администрации президента» сообщают, что на этом расчистка рядов Госдумы не закончится. Эксперты в свою очередь полагают, что правила игры для элиты изменилась и депутаты стали разменной монетой в борьбе Кремля и оппозиции за чистоту власти.
Тени скандалов
Так или иначе, каждый депутат, сложивший свои полномочия добровольно, рисковал оказаться втянутым в крупный скандал. У председателя комитета по этике Владимира Пехтина блогер Алексей Навальный обнаружил недвижимость в США. Депутат Ломакин, который занимает 79-е место в списке 200 самых богатых людей России, внезапно занемог и отказался от мандата из-за плохого состояния здоровья. Ломакин пришел в Госдуму из бизнеса – руководил Международной калийной компанией. К работе в парламенте депутату приступить так и не удалось: например, Дмитрий Гудков написал, что господина Ломакина в Думе не видел в принципе. Еще один депутат от бизнеса – Василий Толстопятов сложил свои полномочия после того, как попал в скандальный список «Золотых кренделей» Гудкова. Туда были включены те парламентарии, которые, по мнению депутата, могут совмещать работу в парламенте с бизнес-карьерой
Ранее из-за скандалов с совмещением бизнеса и работе в Госдуме с мандатами расстались депутаты Геннадий Гудков и Алексей Кнышев.
Своя яма
«Я думаю, есть реакция сообщества, которое хотело бы, чтобы была борьба с злоупотреблениями, с коррупцией, с различными нарушениями элитами. Общество требует этих мер. Когда оппозиция говорит о политических свободах, консервативная часть общества относится к этому индифферентно. Когда оппозиция говорит о злоупотреблениях и коррупции политиков и депутатов, тогда общество реагирует существенно активнее. К кому-то оппозиция уже предъявила претензии, как к Пехтину, к кому-то предъявила бы в ближайшее время, поэтому власть хочет показать, что происходит очищение – причем это делают сами депутаты», - отмечает Алексей Макаркин.
Допуская отставки депутатов, Кремль меняет правила игры, утверждает Макаркин. До какого-то времени представителям партии власти было позволено все в обмен на лояльность. Теперь же одной лояльности недостаточно – необходимо еще и вписываться в нормы, которые пока не определены однозначно. Возразить против этих нововведений парламентарии не могут в силу собственной слабости, отмечает Макаркин. Все три депутата, которые сложили свои полномочия в последние дни, были маловлиятельны в политическом смысле. Некогда занимавший важные посты Владимир Пехтин в текущем созыве, по сути, легализовал претензии власти к оппозиции. Депутаты Ломакин и Толстопятов и вовсе малоизвестны на федеральном уровне.
«У элиты здесь вот какая проблема: даже если они захотят (опротестовать новые правила игры – прим. редакции), то они недостаточно легитимны. Одно дело, когда депутат избран по округу: он дрался в этом округе с 10-12 соперниками, он выиграл. Другое дело, когда он просто получил мандат по списку. Возможно, он был спонсором кампании. Конечно, ему обидно, если придется сдать мандат. Но если он этого не сделает, власть обвинит его во всех смертных грехах», - отметил Макаркин.
Изменение правил игры приведет к снижению «стоимости» депутатского мандата. У депутатов, которые не имеют поддержки избирателей, нет той политической силы, на которую они могли бы опереться в случае противоречий с Кремлем: о партийной солидарности в ЕР говорить не приходится, уверен Макаркин. Депутаты лишены хребта - опоры, которая позволила бы им противиться воле высшего руководства страны или держаться за свое место в ущерб ей. Тем более, что население пока воспринимает позитивно депутатские отставки.
«Все началось с изгнания Гудкова. Дума выступила исполнителем решения Кремля. Когда депутаты голосовали, они должны были отдавать себе отчет, что эта норма может быть применена хотя бы к некоторым из них. Показав, что, оказывается, есть депутат, который совмещает политическую деятельность и коммерцию, что невозможно – они создали прецедент. Оппозиция стала требовать, чтобы этот прецедент применялся и к другим депутатам. Власть оказалась в непростом положении: если власть будет удалять тех, кто подозревается в коррупции и злоупотреблениях, то оппозиция будет называть все новые и новые имена», - отмечает Макаркин.
Политолог напомнил, что депутат Кнышев, покинувший Госдуму, вскоре после отставки выиграл выборы в своем регионе. Таким образом, отмечает Макаркин, власть пытается выдать некий утешительный приз жертвам борьбы «за чистоту рядов».
Все в пользу власти
«Когда мы видим в информационном поле сначала заявление Навального о том, что Пехтин обладает собственностью в Соединенных Штатах, а затем быстрый, решительный, волевой уход Пехтина и его заявление о том, что он оправдается, но уже не имея депутатского мандата. В таких условиях первичное выступление Навального для общества уже не так важно», - сказал Орлов.
Политолог уверен, после отставки уже не важно, есть у него недвижимость в США или нет. При этом Орлов указал на избирательность оппозиционера - по его мнению, нападки на парламент будут продолжены, а вот часть исполнительной власти Навальный ни при каких обстоятельствах не затронет.
Пресс-секретарь Алексея Навального Анна Ведута в разговоре с АиФ.ru заметила, что в дальнейшем будут опубликованы и другие «разоблачения» представителей власти. Однако она не смогла уточнить, будет ли хоть один представитель исполнительной власти среди тех, кого намерен разоблачить блогер.