Автор проекта амнистии: она коснется Pussy Riot, но не Навального

Кирилл Кабанов. © / Алексей Филиппов / РИА Новости

Амнистия, приуроченная к 20-летию конституции, будет самой широкой за последние годы. Правозащитники отмечают, что по ней на свободу выйдут многие посаженные по заказным делам. Кроме того, амнистия предусматривает освобождение девушек из группы «Pussy Riot» и семь фигурантов «Болотного дела». О том, как выглядит окончательный вариант проекта амнистии, АиФ.ru рассказал один из авторов документа, член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов.

   
   

Алина Гарбузняк: Что из важного, на ваш взгляд, осталось в проекте амнистии после его утверждения президентом и что теперь было бы важно не потерять на стадии обсуждения в Госдуме?

Кирилл Кабанов: Во-первых, ничего уже не потеряется, поскольку законопроект в Госдуму вносит лично президент. Как правило, когда президент вносит, серьезной доработки документа не бывает. Важно то, что сохранилась идеология проекта — «ненасильственные преступления». Под эту категорию подпадает от 20 до 40 тысяч осужденных. В том числе несколько фигурантов «Болотного дела».

— Кто именно?

— Те, кто не совершал насильственных действий. Таких около семи, их обвиняют в призывах к беспорядкам. Среди них и единственная женщина, которая проходит по этому делу. Хулиганки «Pussy Riot» тоже подпадают под амнистию.

— Они же и так, кажется, в марте должны выйти.

   
   

— Кто не служил и не сидел, тот не знает, что такое дембель или освобождение. Даже если остается только три месяца до конца срока, эти месяцы тоже дороги.

— А принятие законопроекта не затянется? Он может быть принят до Нового года?

— Думаю, что он будет принят до Нового года.

— Когда, в таком случае, амнистированные смогут выйти на свободу?

— Как правило, в первый месяц после объявления амнистии основная масса выходит. Правда, в России есть такая забава, как новогодние праздники.

— Какие категории преступлений остались в проекте, а какие нет?

— Под амнистию не попали тяжкие и средней тяжести экономические преступления. Это значит, что ни Ходорковский, ни Васильева, ни Навальный в число амнистируемых не попадают. Банковские отмывания денег тоже не подпадают под амнистию, как и любые преступления, связанные с наркотиками, преступления против государства, терроризм. Не выйдут осужденные за преступления, даже ненасильственного характера, связанные с детьми. До этого боялись, что развратные действия ненасильственного характера в отношении детей могли подпасть под общую концепцию, но они не подпали.

— Выходит, на этот раз снова не получилось амнистировать многих предпринимателей?

— Когда только обсуждалась общая концепция, многие говорили, что на свободу выйдут коррупционеры и взяточники. В ответ мы говорили, что выйдет и часть бизнесменов, которые посажены по заказным делам. Но в окончательном варианте эти статьи все-таки не подпадают под амнистию. Не подпадают как минимум семь экономических статей. Основные из них: отмывание денег, хищение, мошенничество. Это статьи средней тяжести. Но часть статей, например, незаконное предпринимательство, подпадает.

— Как вы оцениваете, по каким экономическим статьям больше всего посаженных «по заказу»?

— По статьям «Незаконное предпринимательство», «Преднамеренное банкротство» есть заказные, они попадают под концепцию амнистии. По статье «Мошенничество» тоже есть…

— Говорят, это самая «коррупционная» статья из-за неточных формулировок.

— Да, мы столько раз пытались преломить ситуацию, но это любимая статья наших правоохранителей. Понятно, что есть люди, которые несут социальную опасность. У нас же по 159-й («Мошенничество» — прим.ред.) и чиновники сидят, у которых не доказана взятка.

— Кто еще выходит на свободу?

— Есть еще такие категории, как инвалиды, женщины после 55 лет, мужчины после 60 лет, участники боевых действий, награжденные, ветераны войны. Для малолетних преступников оснований для амнистии больше: даже если статья тяжелая, но они уже отбыли полсрока наказания, они выходят на свободу. Но это тоже касается только ненасильственных преступлений. Еще амнистируются осужденные за нанесение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, например, за рулем. Но только если нет отягчающих обстоятельств — употребления алкоголя или наркотиков.

— Широкую амнистию не удавалось провести уже довольно долго. На этот раз, по вашему ощущению, это наконец удалось?

— Всегда хочется большего. Но в этот раз под эту амнистию попала даже детская порнография. Выходит, боролись, боролись, требовали ужесточения мер, а тут — всех отпускают. То же самое с  отмыванием денег. Мы с коллегами по СПЧ говорили, что речь не может идти об ужесточении. Наша позиция — максимально либерализировать проект. Но государство исходит также из принципа справедливости. Нужен баланс. Все равно останутся недовольные. Но если даже 20 тысяч выйдет на свободу, будет, наверно, неплохо.