Собчик Екатерина Юрьевна 16:00 29/03/2012
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. У нас в студии сегодня заведующая отделением психологической реабилитации городского Центра пограничных состояний ПКБ № 12 Екатерина Юрьевна Собчик. Здравствуйте, Екатерина Юрьевна.
Собчик Екатерина Юрьевна: Здравствуйте.
Ведущий конференции: У нас с Вами сегодня непростая тема «Как найти свою работу». Судя по вопросам, которые пришли от наших читателей, это достаточно актуально для всех возрастов.
Собчик Екатерина Юрьевна: Эта проблема по-разному выглядит для людей разного возраста. Если человеку 30-35 лет и он начинает думать, тем ли путем он идет, это говорит о том, что у него есть психологические проблемы, и их надо решать. Тут мы имеем дело с людьми, которые, как им кажется, сделали неправильный шаг в своей жизни и нуждаются в помощи. Говоря о подростках, мы занимаемся скорее профилактикой, то-есть предупреждаем неправильный выбор, помогаем сделать правильный.
Ведущий конференции: Мне бы хотелось в начале наше беседы сконцентрировать внимание на подрастающем поколении, на школьниках. Сейчас очень активно обсуждается профориентация. Объясните, пожалуйста, что вкладывается в это понятие, потому что в разных источниках дается разная информация?
Собчик Екатерина Юрьевна: Наверное, каждый специалист вкладывает в это понятие свой смысл. Есть специалисты, которые преимущественно доверяют опросникам. Я не совсем с этим согласна, мне это кажется не достаточным: опросник заставляет человека лишь озвучить то, что он и так про себя знает. Если я буду спрашивать, какой вид деятельности вы предпочитаете и вы будете мне на это отвечать, то моя рекомендация будет для вас отражением ваших же слов. Никакого секрета я вам не открою. Если я буду предлагать вам выбор между математическими задачами и написанием сочинения, если я спрошу, предпочтете вы работать с человеком или вам нравится чинить велосипед у себя в гараже, то после этого я скажу, что вам надо работать с людьми или вам надо работать с механизмами. То есть это, безусловно, нужная часть профориентации, но, на мой взгляд достаточно поверхностная, это то, с помощью чего человека всего лишь побуждают осознать какие-то вещи. Молодые люди зачастую сами себе вопросов не задают, и тут им задают вопрос, они на него отвечают, и по сути дела, это уже должно их натолкнуть на какой-то выбор. На мой взгляд, это самый первый, поверхностный этап. А дальше уже речь идет о личностном ресурсе, о том, насколько тот вид деятельности, который кажется вам предпочтительным, вы можете обеспечить свой сутью, своим темпераментом, своими возможностями, своим характером. Совершенно разные личностные ресурсы могут быть затребованы в разных сферах деятельности: где-то требуется усидчивость и упорство, где-то нужна быстрота реакции. Человек въедливый, вдумчивый просто не сможет работать в сфере, требующей мгновенных принятий решений, ему будет казаться, что все очень поверхностно. Почему журналистов часто обвиняют в поверхностности? Потому что они быстро соображают и это имеет свою оборотную сторону. Быстро соображая, человек что-то иногда упускает, он иногда не достаточно глубоко заглядывает. Это не хорошо и не плохо, это две стороны одной медали. Выбирая профессию, надо учитывать эти две стороны: то, что с одной стороны надо быстро соображать, но при этом тебе не дадут глубоко вдуматься в проблему. Сможет ли человек с этим смириться или нет.. Человек может быть более или - менее общительным. Кому-то положен кабинетный стиль работы. Например, вы прекрасно можете что-то анализировать, работать наедине с собой, но совершенно не в состоянии делать это, когда мимо вас все время ходят люди, когда все время идет какой-то коммуникативный поток, вас это отвлекает, вас это раздражает и в итоге получается, что вы целый день ничего не делали. Вроде делали, но не делали, потому что для того, чтобы что-то сделать, вам нужно сесть и запереться. Эти особенности надо учитывать.
Это касается не только тех, кто выбирает профессию, но и тех, кто распоряжается ресурсом на работе. Вы должны понимать, как вы используете людей. Если, например, заставлять креативного человека монотонно что-то подсчитывать или вести учет какой-то деятельности, это будет неэффективным использованием человеческого ресурса, это неправильно.
Ведущий конференции: Насколько я понимаю, профориентирование – это комплексный подход. Какие сейчас системы применяются? Есть ведь профориентирование у Вас в Центре, оно бесплатное, но есть места, где за это берут деньги. Как понять, пришли Вы к грамотному специалисту или нет?
Собчик Екатерина Юрьевна: Понять можно будет скорее всего по результатам. Но если пытаться судить предварительно, то я бы сказала, что надо посмотреть, какие методы специалист использует в этом сеансе профориентации. Если там присутствуют и опросники, и психологические тесты, и анкеты, то, скорее всего, это - добросовестный подход. Я убеждена, что помимо опросников должны применяться личностные психологические методики, которые выявляют: характерологические, темпераментные особенности, которые могут помочь понять, например, какую функцию или социальную роль вы можете выполнять. В рамках одной и той же профессии можно играть разные роли. Например, вы можете быть экономистом в маленькой психиатрической больнице; экономистом, который анализирует, допустим, западную экономику; ведущим телевизионной передачи по экономическим вопросам; можете работать на устойчивом, рутинном предприятии, где все процессы давно отработаны и по сути дела их надо лишь контролировать; а можете быть экономистом на новом развивающемся предприятии, где много рисков. Это все – разные виды деятельности, требующие совершенно различного личностного ресурса. Кроме того, важно понять, сможешь ли ты быть лидером, надо ли тебе стремиться в начальники или нет. Я, к сожалению, видела начальников, которые ужасно мучаются от того, что они начальники. Этот человек прекрасно работал бы в аналитическом отделе или руководил маленькой аналитической группой, он хорошо бы себя чувствовал, если бы ему не надо было следить за дисциплиной, распределять зарплату, следить за тем, как идут дела в его подразделении, потому что любой руководитель несет на себе много функций и не каждый готов с ними справиться. Опять же каким лидером ты можешь быть? Лидер харизматический очень сильно отличается от лидера управленческого и в разных видах деятельности востребованы разные стили лидерства. Можешь ли ты быть исполнителем или должен быть всегда свободным творцом? Когда человек это про себя знает, он уже с большей точностью оценивает те предложения, которые есть на рынке вакансий.
Ведущий конференции: А как это происходит? Сходила я, например, на сеанс профориентации и мне вердикт выносят?
Собчик Екатерина Юрьевна: Нет, конечно. С вами поговорят, порасспрашивают, что вам нравится, посоветуют, какие качества в себе надо развивать (если вам, конечно, не 45 лет, когда любому уже трудно развиваться). Вам, к примеру, скажут, что, если вы хотите работать в некой сфере, то, хоть вашего интеллекта на это хватит, это - не самая подходящая для вас работа в силу особенностей темперамента, но если развивать в себе, например, усидчивость, терпение или что-то еще, то определенных успехов в этой работе вы добьетесь. Или скажут, что вот эта работа вам совсем не подходит, потому что весь ваш характер противоречит ее требованиям. Но, честно говоря, я с трудом себе представляю, чтобы человек смотрел в ту сторону, куда ему смотреть совсем не надо. Чтобы вы в качестве даже теоретического предпочтения выбрали для себя сферу деятельности, которая вам противопоказана, такого почти не бывает. Для этого должно быть очень сильное давление родителей, то есть это не ваша воля.
Ведущий конференции: Екатерина Юрьевна, хочу затронуть финансовый вопрос. Сколько примерно в среднем по Москве стоит профориентация?
Собчик Екатерина Юрьевна: Бесплатная профориентация есть в Центрах занятости. Надо просто смотреть, какой спектр методик вам предлагают. Если вам делают профориентацию с помощью 1-2 коротких опросников, это не очень хорошо. Если используют хотя бы 4-5 методик, это уже должно вызывать доверие. Почитайте заключение: вы понимаете, что вам там написали? Психологи любят непонятно изъясняться. Если вы читаете заключение и понимаете, что вам надо за отдельные деньги его интерпретировать, это - плохо сделанная работа. После профориентации человек должен выйти с чувством удовлетворения, с чувством того, что его поняли и помогли в чем-то разобраться. Решение принимать все равно будет он сам. А по деньгам, насколько я знаю, это стоит около 2 тысяч рублей. Я специально не изучала этот рынок, но то, что мне попадалось на глаза, стоит в районе 2 тысяч рублей.
Ведущий конференции: Тогда не могу не спросить об акции, которую проводит Ваш Центр, и с чего все началось?
Собчик Екатерина Юрьевна: Как Городской Центр Пограничных состояний мы не занимаемся пациентами, у которых серьезные расстройства психики, тяжелые психиатрические диагнозы. Мы занимаемся теми, кто мог бы еще долго ходить в этом состоянии на работу, выполнять свои обязанности, но стало уже очень тяжело, трудно самому справляться. Одной из основных наших задач является профилактика психических заболеваний. А раз профилактика, почему бы тогда не посмотреть в сторону профориентации? Она поможет молодым людям не впасть в это унылое состояние при неправильном выборе профессии. Каждый из нас встречался с людьми, которые мечтают о том, чтобы рабочий день закончился, ждут-не дождутся отпуска, работой тяготятся, ничего у них не получается и они чувствуют себя несчастливыми по 8 часов в сутки каждый день. А ведь от любой работы можно получать удовольствие. Я видела контролеров, которые с удовольствием контролируют, хотя, казалось бы, «в миру» не самая почетная профессия. И шить можно с удовольствием, и гайки крутить, если руки на это заточены, если человек может наполнить смыслом свою работу.
В нашем Центре (наверное, поэтому и родилась мысль провести профориентацию) уже примерно год ведутся психотерапевтические группы по профессиональному самоопределению. На них обучают искать работу, на этих занятиях пациенты проходят весь путь от того, как определить информационное пространство, где ты будешь искать работу, до того, как составлять резюме и проходить собеседование. До этого очень важно определить свой собственный ресурс и понять, чего ты хочешь на самом деле, и надо ли тебе этого хотеть. У соискателей могут быть завышенные требования и они нуждаются в коррекции. Те, кто занимался в этих группах, чувствуют себя комфортнее в процессе поиска работы, а с другой стороны, уже есть люди, которые нашли работу. Хотя, как вы понимаете, такие вещи быстро не делаются. К сожалению, часто получается, что необходимость искать работу - для многих уже стресс, это уже травмирующая ситуация. Тебя уволили, сократили и начинаешь чувствовать себя человеком второго сорта. А поиск работы это - нормальная деятельность для человека в какой-то период жизни Мне кажется, особенно в условиях современного рынка, такой опыт должен быть в судьбе каждого человека. Это нормально. Важно, как к этому относиться.
Адрес нашего Центра: Волоколамское щоссе, дом 47. При входе будет висеть объявление. Надо искать корпус 9 и там по записи вас будут принимать специалисты. Запись по телефону: (499) 193-05-66. Так как мы больница - муниципальная, мы работаем только на москвичей. Все наши услуги, в том числе акция профориентация, бесплатные. Милости просим.
Ведущий конференции: С какого возраста можно проходить профориентацию?
Собчик Екатерина Юрьевна: Вопрос, который всегда задают и на который трудно ответить однозначно. Считается, что первый раз можно попробовать в 14-15 лет. Не всегда получится. Есть проблемы с молодыми людьми. Они связаны с разной степенью зрелости личности. Бывают дети, которые уже в этом возрасте 13 лет имеют какие-то жизненные ориентиры и какое-то понимание самого себя, а некоторые до 17 лет скачут на одной ножке и все еще готовы играть в кубики. Таким людям очень трудно помочь, потому что профориентация – это не решение за человека его проблем специалистом. Не надо думать, что психолог возьмет вас за ручку и скажет, куда вам надо идти. У вас есть своя голова, молодые люди, и вы сами будете принимать решение. Мы только можем сказать, где ваша сильная сторона, а где слабая, и в какой сфере или среде вы можете быть наиболее успешны. Я опасаюсь, что некоторые родители насильно приведут своих детей, у которых в голове одни стрелялки и которые сами ничего не хотят. Мы ничего не можем посоветовать человеку, который сам ничего не хочет. Мы можем посоветовать что-то тому, кто испытывает трудности в выборе. Он знает, например, что ему интересна и история, и биология, и там, и там неплохие отметки, а все-таки... И об этом «все-таки» мы можем поговорить. Что будет требовать специальность, выбранная в той или иной сфере? Как ты себе это представляешь? Готов ли ты? Например, история: то, что мы видим по телевизору, это уже результат исследования, а исследования сами по себе – это рутина, это работа с документами, работа с архивами, в этом мало романтизма и авантюрности, в этом больше вдумчивости. Готов человек на это или нет? Если не готов, то будет просто интересоваться историей и читать соответствующую литературу, но не сделает это своей профессией.