Министерство просвещения объявило, что с 2022 года все выпускники школ будут сдавать обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Как подготовить детей к экзамену, что нужно, чтобы выучить языки? Об этом корреспондент газеты «Мой район» поговорила с преподавателем французского языка школы № 1541, заслуженным учителем РФ Еленой Огурцовой. Её ученики ежегодно становятся победителями и призёрами Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. А средний балл ЕГЭ превышает 80.
Сколько учить язык?
– Елена Августовна, введение обязательного экзамена стимулирует детей выучить язык?
– Конечно, любой экзамен стимулирует. И если ребёнок заранее знает, что придётся сдавать, то будет готовиться осознанно. Лучше делать это на протяжении всего периода обучения в школе, а не последние несколько месяцев перед экзаменом. Хотя у меня были дети, которые за месяц освоили программу четырёх лет, чтобы поступить к нам в школу. Всё зависит от мотивации и способностей ребёнка. Но уповать на это не нужно, лучше готовиться планомерно.
– Есть мнение, что дети зубрят грамматику десять лет, а, выйдя из школы, говорить на языке не могут.
– Это времена давно ушедшие. Теперь учат четырём видам речевой деятельности – это аудирование, чтение, письмо и устная речь. И современные учебники этим требованиям полностью соответствуют. Грамматика – лишь сопровождающий элемент обучения, потому что слова в предложении надо всё-таки соединять правильно. Плюс к этому иностранный язык может преподаваться в трёх разных видах: на базовом уровне – 3 часа в неделю, профильном уровне – 5–6 часов и как второй иностранный язык – 2 часа в неделю. Помимо количества часов играет роль цель – сколько ученику надо получить баллов и в какой вуз он их потом понесёт. Просто для получения аттестата, думаю, достаточно будет сдать иностранный язык на базовом уровне (как сейчас в математике), где будут даваться облегчённые задания. Я уверена, что, если ученик хочет, он выучит. Поэтому бояться нового ЕГЭ не нужно.
– Недавно ввели обязательное требование – преподавать в школе с 5-го класса второй иностранный язык. Ваше мнение?
– По данным научных исследований, двуязычие (билингвизм) доступно детям до 10 лет. До 10-летнего возраста ребёнок легко учит иностранные языки почти как родной. Поэтому если первый язык мы начинаем массово изучать в начальной школе, то второй язык отлично может ложиться в 5-м классе.
Математика в помощь
– С какого возраста можно учить иностранный язык?
– Сначала нужно освоить родной язык – научиться на нём читать и говорить без логопедических проблем. По личному опыту скажу, что раньше 7–8 лет начинать не стоит. Причём лучше с восьми, чем с семи. В 5 лет не имеет смысла: в этом возрасте ребёнок механически запоминает слова и фразы и, как только перестанет посещать занятия, тут же их забудет. Отдавая детей учить иностранные языки с детского сада, родители просто тешат собственные амбиции.
– Как понять, что у ребёнка есть способности к языкам?
– Нет как таковых иноязычных способностей. Есть способности общего характера. Если у ребёнка хорошая логопедическая подготовка (он хорошо слышит и воспроизводит звуки), развито логическое мышление, пространственное воображение, то с языками проблем не будет. Иными словами, если ребёнок хорошо успевает по математике, то он будет хорошо успевать по всем иностранным языкам.
– Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно?
– Конечно. Сегодня возможностей для самостоятельного обучения очень много. Можно смотреть обучающие программы, передачи, фильмы на иностранном языке. Это всегда полезно. Можно читать художественную литературу, использовать интернет. Кстати, устную речь можно прекрасно развивать, сидя дома и разговаривая со своим сверстником из другой страны по скайпу, например.
– Как вы относитесь к репетиторам? Сегодня чуть ли не каждый родитель считает своим долгом взять для ребёнка репетитора по иностранному языку.
– Репетитор может быть хорош в двух случаях: если нужно получить знания сверх школьной программы или когда ученику сложно освоить школьную программу, он много пропустил и нужно догонять класс. А вот выполняемые с репетитором домашние задания, обучение по школьной программе – это только нанесение вреда. Ребёнок перестаёт учиться сам. Да, он всегда приходит на уроки с прекрасно выполненным домашним заданием, а на контрольной зачастую у него провал. Ведь такой ученик сам никогда ничего не делал.
Конечно, родители должны контролировать выполнение домашних заданий, отвечать на вопросы ребёнка, если ему что-то непонятно. Но заставить делать уроки самостоятельно необходимо. У нас не такая тяжёлая школьная программа, чтобы средний ученик не мог её освоить с помощью личного труда. Часто больше разговоров о том, что дети выполняют домашние задания по многу часов. А сколько из этих часов они в соцсетях общаются с товарищами или разглядывают видео в Ютьюбе, кто-нибудь замечал? Научить концентрироваться, распределять своё время тоже должны родители.
Смотрите также:
- Продвинутый уровень. Как специальные ИТ-классы помогают выбрать профессию →
- IT-полигон. Почему в школе № 2114 уроки интереснее, чем в других школах? →
- Чем заинтересовать первоклассника. Учитель из Внукова — о своей работе →