Не только для отличников. Как принять участие в школьной олимпиаде

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

С октября по апрель для учеников 5–11-х классов проходит Московская олимпиада школьников. Участвовать в ней могут не только москвичи, но и ребята из всех регионов России и даже из других стран.

   
   

У Московской олимпиады богатая история – соревнования по математике, физике и химии появились ещё в 1930-х гг. Со временем добавлялись новые направления, расширялась география проведения. С каждым годом олимпиада вызывает всё больший интерес у школьников. Например, в прошлом году участниками стали 350 тыс. ребят со всей России.

Больше предметов – больше возможностей

Московская олимпиада проводится по 21 направлению. Большая часть предметов знакома учащимся по школе: например, информатика, история, астрономия, география, обществознание и др. Есть и межпредметные дисциплины – это история искусств, робототехника, финансовая грамотность, лингвистика и предпрофессиональная олимпиада.

Олимпиады по большин­ству предметов проводятся в два этапа. Первый, отборочный, чаще всего проходит дистанционно. Любой школьник может выполнить задания, не выходя из дома, – достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и свободное время. Отборочный этап даёт возможность участникам попробовать свои силы и оценить, есть ли у них шансы на победу в финале. Школьники, которые успешно выступили на отборочном этапе, приглашаются в финал. Он проходит в очном формате.

Главное –воображение

Задания олимпиады основаны на школьной программе. Но в отличие от школьных они более творческие и нестандартные. Чтобы их решить, не нужны специальные знания, а важны смекалка и воображение, нужно мыслить нешаблонно. Были случаи, когда участники придумывали решение, до которого сами составители недодумались, и оно оказывалось даже короче и красивее.

«Школьные задачи можно назвать упражнениями: ребятам рассказывают рецепт, как что-то делать, и нужно научиться по нему действовать. Скажем, рассказали способ решения квадратного уравнения: считаем дискриминант – и вот получились корни. А на олимпиадах попадаются задания, к которым дети не знают рецепта, и тогда это уже не упражнение, а задача для их мозга: нужно придумать что-то, чего до этого не было, скомбинировать то, что они уже знают, но довольно неожиданным способом, и ответить на нестандартный вопрос», – рассказал член методической комиссии Московской математической олимпиады Алексей П­ономарёв.

Олимпиадные задания расширяют представление о предмете, показывают его с новой стороны. Их цель – увлечь школьника, мотивировать к углублённым занятиям.

   
   

«Мы за то, чтобы участвовали в олимпиаде те, кому это интересно. Вопросы на очном туре стараемся не делать тестовыми, на нём нужно подумать, порассуждать. Да, у нас больше времени уходит на проверку, зато ребятам интереснее», – поделился председатель оргкомитета Московской олимпиады школьников по биологии, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Сергей Огурцов.

Подготовка действительно уникальных заданий занимает не один месяц. Их составляют специалисты в предметных областях, ведущие учителя и преподаватели вузов. Например, ради математического праздника даже проводится специальный семинар, на который съезжаются математики из России и других стран, несколько дней обсуждают задачи, придумывают интересные формулировки, чтобы задачи получились яркие и оригинальные.

«Хорошие, яркие задачки появляются достаточно редко. Есть олимпиа­ды, на которых такие задачи возникают впервые. Скажем, на Москов­ской математической олимпиаде они все новые и оригинальные. Если во время работы методической комиссии кто-то понимает, что такая задачка или идея уже была, то такое задание забраковывается. Поэтому такие большие и красивые олимпиады, как Московская математическая, являются источником ярких, интересных задач», – добавил Алексей Пономарёв.

Потрогать науку руками

Задания бывают не только теоретические. В зависимости от выбранного предмета некоторым участникам нужно проявить и практические навыки. Так, финалисты Московской олимпиады по химии заранее готовят реферат для защиты и решают экспериментальную задачу.

«Дети приходят на соревнование с разным уровнем подготовки по эксперименту, поэтому мы проводим перед олимпиадой вводную лекцию. Школьникам рассказывают, что они будут делать, просят поднять руку тех, кто никогда не работал в лаборатории. Обычно таких находится 2–3 человека, к ним прикрепляют лаборанта, который уже в процессе тура рассказывает, что можно делать, а что нельзя. В основном лекция направлена на технику безопасности, но и кратко затрагивает теорию в тех моментах, когда что-то нужно добавить к базовым знаниям учеников.

В результате школьник изучает информацию на тему, близкую к тому, что он будет делать на практическом туре.

А задания олимпиады по истории искусств составлены так, чтобы, выполняя их, участники познакомились с историческим контекстом, различными направлениями в искусстве определённой эпохи. На отборочном этапе школьники могут пользоваться книгами, интернет-ресурсами, фильмами, аудиозаписями и материалами выставок. Каждый год олимпиада посвящена определённому историческому событию. В этом году ребятам предстоит познакомиться с искусством авангарда, его героями, идеями и проектами. Финал состоится в Новой Третьяковке на Крымском Валу на выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».

Заключительный этап не всегда проходит в аудитории или лаборатории. Так, практический тур по биологии для пятиклассников проводится в «Аптекарском огороде» МГУ.

«Мы считаем, что интерес у ребят складывается в раннем возрасте. В 5–6-х классах они ещё думают, кем стать в жизни, и это удобный момент, когда их можно заинтересовать предметом, показать, что можно не только в книге или на компьютере что-то посмотреть, но и потрогать руками. Растения в оранжерее, плоды, черепа животных, насекомые – они сами могут сложить представление о нашей науке в общих ­чертах», – сказал Сергей О­гурцов.

Робототехника и не только

В этом году Москов­ская олимпиада школьников по 17 направлениям вошла в Перечень Министерства науки и высшего образования России, впервые в него включены состязания по финансовой грамотности, робототехнике и предпрофессиональная олимпиада (см. Кстати). Победители и призёры заключительных этапов по этим направлениям смогут получить льготы при поступлении в российские вузы.

Кстати
Московская предпрофессиональная олимпиада проводится для учеников 8–11-х классов по трём направлениям – инженерно-конструкторское, технологическое и научно-технологическое. Отборочный этап пройдёт с 1 по 25 декабря. Организаторы – МГУ, МИСИС, МИРЭА, ВШЭ.

Но гораздо важнее льгот опыт и знания, приобретённые на олимпиадах, возможность заниматься любимым делом в кругу единомышленников. Участие в Московской олимпиа­де помогло тысячам школьников увлечься предметом и для многих стало первым шагом к будущей успешной карьере.

«Мы стараемся награждать ребят интересными книгами, а в прошлом году для победителей и призёров организовали экскурсию в экологический парк, и они остались очень довольны», – заключил Сергей Огурцов.

Прямо сейчас все желающие могут поучаствовать в отборочных этапах Московской олимпиады школьников. Задания прошлых лет можно найти в материалах «Московской электронной школы». А выбрать предмет, посмотреть расписание и скачать задания для тренировки можно на официальном сайте mos.olimpiada.ru.

Смотрите также: