Елена Панфилова, вице-президент международной организации «Трансперенси Интернэшнл»
Нет стран, абсолютно свободных от коррупции. Даже в самых благополучных бывают примеры политической коррупции или обычной алчности. Но самыми свободными от этой беды оказываются не те страны, где идёт громкая борьба, а те, где работают госинституты.
И, наоборот, внизу списка - институционально несостоявшиеся. Они могут быть безумно богаты природными ресурсами, но не умеют ими управлять на благо всего общества. Между тем борьба с коррупцией набирает ход по всему миру. Для многих уже очевидно, что во время экономических кризисов или геополитических встрясок коррупция повышает издержки. А «антиотмывочное» законодательство, которое играет в борьбе с коррупцией всё большую роль, позволило нащупать прямую связь между коррупцией и нестабильностью, терроризмом, глобальными экстремистскими группами.
Что делать? Работа идёт по четырём общим для всех стран направлениям. Это предотвращение злоупотреблений с помощью декларирования доходов, внутреннего контроля и т. д. Это наказание. И неважно, что предусмотрено в законе - срок, штраф или расстрел. Неотвратимость важнее суровости. Это образование - и граждан вообще, и чиновников в частности. Это совершенствование институтов: кто-то должен координировать работу, бороться с коррупцией, а остальные, в том числе гражданское общество и СМИ, - контролировать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Руслан Гринберг: О вреде богатых, конце Золотого века людей и предательстве →
- «Методы Гулага» не работают в рыночной среде. Эксперты о речи Германа Грефа →
- Где контроль? →