В кризис традиционных методов выманивания денег торговцам становится мало.
Рыба - к пиву
Одна из самых старых уловок - расставить самые ходовые продукты в разных частях магазина. Пока дойдёшь из молочного отдела в хлебный, по пути положишь в корзину ещё что-нибудь. Проходы делают узкими и длинными, как тоннели, - тогда покупатель рассмотрит полки с двух сторон. Музыка играет спокойная, и люди поневоле замедляют шаг, толкая впереди себя тележки, которые так и хочется заполнить. Ведь вокруг - вкусные запахи, возбуждающие аппетит (не стоит обманываться: так пахнут не свежие булки, а специальные ароматизаторы).
В отличие от хлеба и молока закуску всегда положат рядом с выпивкой: где пиво - там и рыба, чипсы, орешки, чтобы покупатель ничего не забыл. Ещё и предложат попробовать - дегустации вынуждают совершить покупку, включая в нас «чувство долга».
В ходу и привычные уже объявления о «скидках», «акциях» («вторая вещь за полцены»), обязательно с ценниками другого цвета. Ярлык «выгодная покупка» заставит схватить два пакета сока за 50 руб., особенно если рядом для наглядности - напиток за 70 руб. А чтобы сложилось впечатление, что товар пользуется спросом, продавец временно уберёт с полки несколько упаковок.
То, что хотят вам «впарить», размещено на уровне глаз, а часто ещё и подсвечено. На самых нижних полках лежит всё, что может заинтересовать детей. На скучающих в очереди малышей (да и взрослых тоже) рассчитаны и стенды у касс со всякой всячиной, которую здесь продают дороже их обычной цены в надежде на спонтанные покупки. Последнее, но уже широко распространённое изобретение - «карточка покупателя», которая помогает отслеживать покупки и навязывать новые траты с учётом ваших интересов.
Вооружён списком
Но технологии продаж не стоят на месте, и нас подкарауливают всё новые ловушки. «Согласно новейшим методикам, в торговой точке постоянно должно происходить что-то, стимулирующее сделать покупку, - рассказывает Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и торгового дела ИОМ РАНХиГС. - Дегустации, презентации, мастер-классы по приготовлению блюд, показы одежды, встречи с экспертами и т. д. А в США покупка товаров уже встроена в систему «Интернета вещей». Например, «думающий» холодильник, заметив недостаток каких-либо продуктов, сам заказывает их».
«В магазин берите ограниченное количество денег и чёткий список покупок, - советует Владимир Спиридонов, доктор психологических наук. - Не ходите за продуктами, будучи голодными. Решение о серьёзной покупке отложите - его нужно обдумать. Не забывайте, что продавец, стараясь вам помочь, преследует и свой корыстный интерес. И главное, когда идёте за покупками, помните, что вы становитесь объектом манипуляций, направленных на то, чтобы облегчить ваш кошелёк».
«АиФ» попросил одну из крупнейших в РФ торговых компаний рассказать о методах стимулирования покупок, но её представители не захотели освещать эту тему. И это понятно - плохо информированных клиентов дурить легче.
Смотрите также:
- Супермаркеты - не супер! Читайте ценники и чеки внимательно, как книги →
- Исповедь работника ритейла: как нас обманывают в супермаркетах →
- Народ против магазинов. Как не дать себя обдурить →