«Потребители нередко становятся жертвами недобросовестных практик со стороны продавцов и исполнителей услуг, которые стремятся любыми способами увеличить свою прибыль. Одной из наиболее распространенных и проблемных практик является навязывание дополнительных услуг и товаров потребителям. Зачастую при покупке основного товара или услуги покупателю автоматически „включают“ дополнительные опции, такие как страхование, дополнительные услуги и т. д. При этом отказаться от них бывает затруднительно, а порой просто невозможно без отказа от основной сделки», — пояснил он.
Такая ситуация вызывает серьезные негативные последствия для потребителей, в том числе финансовые потери и нарушение права на свободный выбор. Ведь навязывание услуг ограничивает свободу выбора потребителя, лишая его возможности принять осознанное решение.
«Также речь идет уже и о недобросовестной конкуренции. Компании, использующие такие практики, получают неоправданные преимущества перед добросовестными участниками рынка. Сюда же можно отнести также и злоупотребление доминирующим положением. Крупные компании могут навязывать свои условия, злоупотребляя монопольным положением на рынке. Именно поэтому законодательное закрепление запрета на навязывание дополнительных услуг является необходимой мерой, направленной на защиту прав и интересов потребителей», — рассказал эксперт.
Принятие соответствующих поправок в Закон «О защите прав потребителей» позволит сделать выбор потребителя свободным и осознанным, повысить прозрачность сделок и устранить элементы обмана, создать равные условия для всех участников рынка, восстановить баланс экономических интересов и укрепить доверие граждан к рыночным институтам и механизмам защиты их прав.
«Конечно, эффективность новых правовых норм будет во многом зависеть от их практического применения и жесткости контроля со стороны надзорных органов. Однако уже сам факт потенциального официального запрета недобросовестных практик станет важным шагом на пути к более справедливой и цивилизованной системе рыночных отношений между продавцами и покупателями», — заключил Русяев.