Два килограмма в одни руки. Может ли продавец ограничивать покупателя?

Покупатель всегда прав

По словам адвоката-партнера Московской коллегии адвокатов «Лебедева — Романова и Партнеры» Тамерлана Барзиева, ни в Гражданском кодексе РФ, ни в «Законе о защите прав потребителей», ни в других нормативных правовых актах нет четкой сформулированного правила, где было бы написано, что продавец может устанавливать количественные ограничения на продажу одному покупателю. Или наоборот — не может устанавливать. Чтобы разобраться с этим, придется распутывать «юридический клубок».     
   

Покупая товар в магазине, покупатель заключает с продавцом публичный договор. Его определение приведено в статье 426 Гражданского кодекса: «Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Касается это розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения, медицинского гостиничного обслуживания и т.п.

«Продавец в подавляющем большинстве случаев не вправе отказаться от заключения публичного договора. Дело в том, что по закону отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением некоторых ситуаций», — поясняет Барзиев.

Случай покупки товаров непосредственно в магазине не относится к числу исключений, когда продавец может отказаться от заключения публичного договора, добавляет юрист. А установленные Правительством правила продажи отдельных видов товаров не затрагивают вопроса количественного ограничения (в спорах с продавцом можно ссылаться на постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» — ред.).

«Если в условиях публичной оферты продавец установил количество, которое он готов продать по данному договору (например, не более 10 килограммов сахара в одни руки), а покупатель хочет купить гораздо больше — 30 килограммов сахара, то продавец все же обязан продать данный товар. Юридически покупатель принимает оферту три раза, и проводит покупки 3 раза по 10 килограммов», — поясняет адвокат городской коллегии адвокатов № 1 Саид Сулейманов.

Куда жаловаться на продавца?

Получается, что покупатель имеет полное право покупать столько товара, сколько считает нужным. По словам Сулейманова, ритейлер не может отказаться продавать потребителю продукты в объемах, превышающих так называемые акционные условия. В противном случае он несет ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ). Самое время жаловаться на продавца в Роспотребнадзор или даже в Прокуратуру.

«Если же продавец станет отказываться и ссылаться на условие «Не более ... в одни руки», смело подавайте жалобу в Роспотребнадзор и прокуратуру, так как продавец фактически отказывает вам в заключении публичного договора (статья 426 ГК РФ)», — советует Барзиев.

   
   

Но есть нюансы. Продавец может установить количественные ограничения на законных основаниях, если речь идет об акциях. «Например, цена товара может быть ниже, если вы берете не более трех штук. В таком случае необходимо внимательно ознакомиться с условиями конкретной акции и правилами реализации товаров по ней», — резюмирует юрист.

Не купить просрочку

Бывает, что на прилавках супермаркетов оказываются просроченные продукты, которые как раз и продаются на выгодных условиях.

Наши законы запрещают торговлю продукцией с истекшим сроком действия. И в случае покупки просроченного товара потребитель имеет полное право сдать обратно испорченный продукт, а продавец обязан вернуть ему деньги (в полном объеме).

Согласно Гражданскому кодексу, истечение срока годности означает непригодность для использования по назначению, говорит юрист Сергей Варламов. «Продажа товаров с установленными сроками годности должна быть организована продавцом таким образом, чтобы товар мог быть использован по назначению в течение оставшегося после его передачи срока годности. Поэтому любые товары с истекшим сроком годности не просто должны приниматься магазинами обратно, но и продаваться-то вообще не могут, если действовать строго по закону», — указывает он. 

За то, что продавец реализует продукцию с истекшим сроком годности, ему грозит штраф от 3 до 10 тысяч рублей. «Если же имела место продажа продуктов питания с истекшим сроком годности, что несет угрозу причинения вреда здоровью граждан, то виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ, за что можно лишиться 300 тыс. рублей или 2 лет свободы», — добавляет Варламов.